М. первый раз участвовала в нём в пятом классе и получила тогда две грамоты (всего в Турломе девять дисциплин).
В шестом классе она получила три грамоты, в седьмом – четыре, в восьмом – пять.
В прошлом году в Турломе приняли участие 58943 человека, из них пятью грамотами наградили всего 13 школьников, а шесть и выше не было ни у кого.
5-8 классы у М. – это школа «Интеллектуал».
Связь между результатами Турлома и обучением в этой школе, как мне кажется, легко прослеживается.
Очень жаль, что одна из лучших московских школ попала сейчас в трудную ситуацию: ей, как и некоторым другим ведущим московским школам, в этом году резко сократили финансирование, да ещё и затеяли объединение с соседней школой.
Общий уровень образования в стране стремительно падает, так хотя бы школы для одарённых детей не трогали бы.
Не менее решительно я осуждаю введённую в действие с недавних пор практику принятия детей в детские сады с трёх лет, а в школы – не менее чем с шести с половиной.
– Чем же М. удивит меня в этом году, – думал я перед Турломом.
И вдруг, к моему изумлению, накануне турнира она сказала, что не хочет в нём участвовать.
В прошлом году для неё был стимул – ей никак не давалась грамота по математике, хотя все крупные московские математические олимпиады для её возраста она по разу выигрывала.
В этом году стимула нет и неинтересно.
Я перечислил ей три разной степени амбициозности веские причины, по которым, как я считаю, ей никак нельзя забивать на олимпиады.
Подействовали на неё мои доводы или нет, но компромисс мы нашли: она пошла в ближайшую к нам школу, где проводился Турлом, и быстренько написала ответы всего лишь по трём дисциплинам (выбрала математику, лингвистику, биологию).
Посмотрим, что будет дальше.
А потом мы дома делали практическую лабораторную работу по физике: М. определяла скорость моей реакции в модели «закрытые глаза – сжимание пальцев в ответ на звуковой или тактильный сигнал – измерение в сантиметрах места, за которое я успевал схватить роняемую после сигнала длинную металлическую линейку». Эксперимент проводился в восьми повторах, а сравнительным контролем выступал С., также согласившийся принять участие в исследовании.
Ну а потом пошли втроём в зоопарк.