В точке зрения «ну почему же не показали, как сборная СССР проигрывает решающий матч суперсерии, а то получается всё равно как снять кино про войну 1812 года с французской стороны и завершить этот фильм взятием Москвы» мне видится не требование объективности, а скорее некое злорадство. Да, суперсерию мы проиграли. Потом потерпела поражение в холодной войне и развалилась страна, за которую играли те люди. И – да, цена поражения оказалась высокой, и страна, хоть прошло уже больше 20 лет, до сих пор полуживая.
Однажды Лев Николаевич Толстой захотел написать роман про декабриста, возвращающегося из сибирской ссылки в Россию. Но у него не получилось, потому что Лев Николаевич был человек непростой и зашёл издалека, начиная с Аустерлица. До декабристов Толстой так и не добрался, а написал «Войну и мир» в двух томах (я лично принадлежу к лагерю поклонников Фёдора Михайловича).
Обязательное требование столь же обширного охвата мне представляется неуместным по отношению к не такой сложной кинокартине, созданной строго по голливудскому рецепту. По которому фильм должен быть простым до примитивности, патриотичным до глупости, максимально позитивным и развлекательным. Драматургия этой картины, как мне представляется, выстроена близким к оптимальному образом, и в неё финальный проигрыш без ущерба голливудскому рецепту не вмещается.
Более того, стандарты Голливуда легко допускают изменения фактов реальной жизни для того, чтобы усилить доступность, патриотичность, позитивность и развлекательность фильма. Можно, как в «Операции «Арго»», занизить роль канадских спецслужб и выставить на незаслуженное позорище британских дипломатов. А можно даже и Гитлера преждевременно убить, как в «Бесславных ублюдках».
Иными словами, если строго следовать голливудским рецептам, то вполне допустимо показать последний матч уже в Москве, когда не Хендерсон забивает решающую шайбу, а Харламов, и сборная СССР победоносно выигрывает суперсерию.
И я совсем не вижу причин не радоваться победе в первом матче, показанном в фильме. Все предсказывали разгромную победу канадцев. Эти обещания съесть газету, это психологическое давление и грязная игра – всё так и было на самом деле. Теми, кто играл тогда за сборную СССР, можно гордиться. И ещё я не вижу причин считать итоговое поражение в суперсерии позорным. После победы в «канадской» четырёхматчевой половине суперсерии именно наша команда, которую до этого всерьёз просто не принимали, стала фаворитом. Всё решил гол, забитый на последней минуте последнего матча. Могли и наши забить. Суперсерия изменила как представления канадцев о советском хоккее, так и сам канадский хоккей – именно после этих матчей в НХЛ массово стали приглашать европейских игроков.
Ну и да – по поводу «ура, победа, французы в Кремле»… Гробница Наполеона в Париже, список побед французской армии. Последняя в списке – Москва (Бородинское сражение)… Стыдиться нечего.
«Легенда №17» - не шедевр. Наивно было бы этого ждать от фильма по-голливудски. Но картина достойная и правильная. Пусть её посмотрят игроки сборной России по футболу – может быть, будут тогда играть хоть чуть-чуть лучше, если за страну, а не только за себя.