Десять лет спустя после «Мартина Чезлвита» Иван Александрович Гончаров, путешествуя вокруг света на фрегате «Паллада», куда ни приплывёт, так сразу отмечает в своих записках, что англичан здесь не любят.
Кто из двух больших писателей прав?
Очевидно, что оба.
Начал читать Джаспера Ффорде, с интересом «Тайну выеденного яйца, или Смерть Шалтая» и «Дело Джен, или Эйра немилосердия», но на последующем романе из четвергового цикла заскучал и (пока?) бросил это дело. Литературные игрища и тонкий юмор в переводе, рассказывают, часто теряют, но дело может быть в другом.
Прочитал трилогию Стига Ларссона про MILLENNIUM. Добротно сконструировано. Про эти книжки принято добавлять – но не более того. Ну так и да.
Дино Буццати «Татарская пустыня». Хорошо. Обычно сравнивают с Кафкой, но я так легко не соглашусь. У Кафки герой барахтается в идиотизме, который снаружи, а в «Татарской пустыне» идиотизм внутри героев. Мотивацию героев – уехать из крепости, остаться там – принять трудно. Поступки, вызванные этой мотивацией, как раз ясные и понятные, а мотивация идиотская.
Начал читать в оригинале «Хроники Прайдена» Ллойда Александера – базирующуюся на валлийской мифологии классическую фэнтези-серию (Книга Трёх, Чёрный котёл, Замок Ллира, Тарен-странник и Верховный король), написанную в шестидесятых годах и получавшую в своё время престижные награды («Верховный король» награждён в 1969 году Newbery Medal, а «Чёрный котёл» тремя годами раньше – отличием Ньюбери). Ничего особенного, конечно, обычное развлекательное чтение для подростков, но (когда-то?) популярное – больше трёх миллионов экземпляров книг серии распродано - и имеющее своих фанатов.
В «Замке Ллира», который я сейчас начал читать, в добавление к двум ведущим героям (это хоть захудалая, но Принцесса Айлонви и Помощник Хранителя свиньи Тарен) сразу появляется новый герой – дружелюбный и простодушный принц, который крайне неуклюж и бестолков. И он то корабельной балкой случайно по голове Тарена стукнет, то с энтузиазмом начнёт мечом махать и опять случайно в плаще Тарена дырку сделает, и вообще под ногами путается, но достаётся всё время Тарену и никогда Айлонви.
И это, конечно, неспроста.
Ллойд Александер, вообще говоря, довольно прямолинеен.
В предыдущей книге про Чёрный котёл как только появился надменный король из наших, отличный воин, но брюнет (!!!) – так я сразу понял, что к концу книги он внезапно от Добра переметнётся ко Злу. Станет этаким Саруманом, тяготеющим к Мордору. И так и случилось.
Или там был ещё один персонаж, внутри которого Зло всё время откровенно боролось с Добром. И когда потребовалась самоубийственная жертва, сразу было понятно, кому финальной победой Добра погибать внутри котла.
Так и тут, с этим неуклюжим принцем.
Возможны три варианта.
Либо это просто комический персонаж, но я в это не верю, потому что таких в книге уже и так много.
Либо в хорошем принце играет фрейдоподсознание, и в скором будущем он будет вовсю жениться на Айлонви, потому что он принц, а Тарен всё-таки свинопас неизвестных родителей (хотя мы-то понимаем, что это значит в фэнтези – родители неизвестны).
Либо принц коварен, хитёр и только прикидывается простодушным.