chetvergvecher (chetvergvecher) wrote,
chetvergvecher
chetvergvecher

Categories:

Осёл и его влияние на культурное развитие человечества

Осёл обычно прячется в тени другого домашнего жывотного. Чаще всего осла даже и не называют в числе первых пришедших на ум сожителей человека: «Собака была дикая, лошадь была дикая, корова была дикая, овца была дикая, свинья была дикая, и эти дикие животные бродили по сырому дикому лесу. Но самым диким из них был кот» [1]. Вот почему несомненное мощное влияние осла на развитие культуры человечества нуждается в некотором специальном освещении.
Ослы немало проявили себя в науке – недаром даже возникло стойкое выражение «учёные ослы»: «Будешь в обществе гордых учёных ослов – постарайся ослом притвориться без слов» [2]. Одним из наиболее знаменитых среди них был известный всем буриданов осёл, поставивший перед собой и человечеством важную теоретическую и практическую задачу, правильного решения которой до сих пор не найдено.
Но ещё существеннее, чем в науке, осёл проявил себя в искусстве. Музыкальные достижения осла неоспоримы. Вот, например, многие до сих пор ошибочно думают, что рок-группу «Бременские музыканты» организовал Трубадур. Я-то в Бремене был, видел тамошний памятник. Ничего, разумеется, подобного на самом деле не происходило: «Отвечает ему осёл: - Пойдём, петушок, с нами в город Бремен и станем там уличными музыкантами. Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на балалайке играть, кот будет петь и на скрипке играть, собака - петь и в барабан бить, а я петь и на гитаре играть» [3]. Важно отметить, что осёл умеет и петь, и играть на музыкальном инструменте. Так, прекрасно исполняло песенку собственного сочинения «Чирик-чирик-чирик, тюрлю-тюрлю-тюрлю, это я, это я, это я, Мафин, пою!» одноимённое животное [4]. Сложным искусством музыкальной игры владел другой осёл: «Проказница-Мартышка, Осёл, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки...» [5].
Поэзия ослу не чужда. Уже упоминался поэт-песенник Мафин, но до подлинных глубин поэзии опустился другой осёл: «Доселе, как я уже говорил, доселе вся Поэзия в Лесу создавалась Пухом, Медведем с милым характером, но разительным недостатком ума. Однако Поэма, которую я намереваюсь прочесть вам сейчас, была создана Иа-Иа, то есть мною, в часы досуга» [6]. Будучи не дилетантом, а настоящим профессионалом этого нелёгкого ремесла, осёл часто выступает и тонким литературным критиком: «Осёл, уставясь в землю лбом, "Изрядно, - говорит, - сказать неложно, тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился"» [5].
Ослы дали человечеству великих ораторов (Валаамова ослица) и философов: «Старый серый ослик Иа-Иа стоял один-одинёшенек в заросшем чертополохом уголке Леса, широко расставив передние ноги и свесив голову набок, и думал о Серьёзных Вещах. Иногда он грустно думал: "Почему?", а иногда: "По какой причине?", а иногда он думал даже так: "Какой же отсюда следует вывод?"» [6].
Из ослов вышли известные политические деятели – один осёл даже исполнял божественные обязанности самого Аслана [7].
Осёл часто диктует тенденции развития моды и стиля жизни: «А в это время из магазинов стали поступать на фабрику требования присылать широкие жёлто-зелёные брюки, пиджаки с узкими рукавами и пёстрые береты» [8].
В развитие интеллектуальных и прочих азартных игр ослы тоже своими лучшими игроками внесли свой заметный вклад: «Ходжа Насреддин, холодея, взял кости и уже приготовился их метнуть, но вдруг остановился. – Повернись-ка задом! – сказал он ишаку. – Ты сумел проиграть на трёх очках, сумей же теперь выиграть на одиннадцати, иначе я немедля отведу тебя на живодёрню! - Он взял в левую руку хвост ишака и ударил себя этим хвостом по правой руке, в которой были зажаты кости. Всеобщий вопль потряс чайхану, а сам чайханщик схватился за сердце и в изнеможении опустился на пол. На костях было двенадцать очков» [9].
Человек издавна втайне завидовал могучему потенциалу осла и в своих легендах и фантазиях мечтал о собственном превращении в это благородное и умное животное. Древние тексты отражают эту вековую мечту человечества [10]. Иногда даже человек долгими тренировками символически, ритуально осуществлял своё невозможное превращение в осла, оставаясь при этом, разумеется, всё тем же самым человеком снаружи, - но облагораживаясь изнутри: «Вор заскрежетал зубами, забился в корчах, из его рта, вместе с пеной, опять вырвался трубный ишачий рев. И к полному ужасу Агабека, он, вращая огненно-жёлтым оком, начал быстро двигать ушами – умение, которым овладел еще в детские годы» [11].

Список литературы.

1. Редьярд Киплинг «Как кот гулял, где ему вздумается».
2. Омар Хайям «Рубаи».
3. Братья Гримм «Бременские музыканты».
4. Энн Хогарт «Мафин и его весёлые друзья».
5. Иван Крылов «Басни».
6. Алан Милн «Винни-Пух и все-все-все».
7. Клайв Льюис «Последняя битва».
8. Николай Носов «Незнайка в Солнечном городе».
9. Леонид Соловьёв «Возмутитель спокойствия».
10. Апулей «Метаморфозы, или Золотой осёл».
11. Леонид Соловьёв «Очарованный принц».
Tags: книга1
Subscribe

  • (no subject)

    У А. появилась первая дурная привычка. Он часто стал бить меня по морде рукой, находя происходящее необыкновенно забавным. Рука у него уже крепкая,…

  • (no subject)

    В выходные на пару дней ездили в Борисоглебский. Были по дороге в музее паровозов в Переславле-Залесском, где С. теперь деловито сразу идёт в вагон,…

  • (no subject)

    А. понемножку научился ползать. Положил его сегодня на диван, на котором стояла пластмассовая тарелка С. с недоеденным огурцом. А. трудолюбиво дополз…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments