chetvergvecher (chetvergvecher) wrote,
chetvergvecher
chetvergvecher

Category:

Александр Птушко «Алые паруса» (Мосфильм, 1961)

Ах, как я до сих пор люблю гриновские «Алые паруса»! Ах, и, пожалуй, ещё раз – ах!
Люблю за то немалое чудо, которое Грин дарит своему читателю.
Никогда еще большой корабль не подходил к этому берегу; у корабля были те самые паруса, имя которых звучало как издевательство; теперь они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла.

В ролях Василий Лановой (Артур Грэй), Анастасия Вертинская (Ассоль), Эммануил Геллер (Циммер), Александр Хвыля (Меннерс-старший), Павел Массальский, Борис Новиков (художник), Сергей Ромоданов (капитан-наставник), Павел Волков, Наталья Орлова, Олег Анофриев (Летика), Сергей Мартинсон (Филипп), Евгений Моргунов (жандарм), Иван Переверзев (Лонгрен), Зоя Фёдорова (гувернантка), Николай Волков (Эгль), Григорий Шпигель (Меннерс-младший), Виктор Колпаков (продавец игрушек).

Так, - случайно, как говорят люди, умеющие читать и писать, - Грэй и Ассоль нашли друг друга утром летнего дня, полного неизбежности.
Первый фильм Анастасии Вертинской, которая снялась в этой картине и в «Человеке-анфибии» ещё даже до того, как стала студенткой театрального института. Счастье сидело в ней пушистым котенком. Вертинскую я люблю, а Ланового иррационально – нет. С детства, - однажды случайно услышав в мамином разговоре, а она была тогда ведущей кинофакультета от общества «Знание» в своём институте, что Лановой просит много денег за свои выступления, и потому с ним договориться не удалось. Такой в те времена был дополнительный приработок артистов и режиссёров – творческие встречи с советским народом, за которые они официально получали денег немного, а неофициально «чёрным налом» побольше. С Тарковским, понимаешь, договориться удалось, с Роланом Быковым – опять да, а Лановой, жадина, денег целую кучу просит. Вовсю эксплуатирует свой секс-символизм. Удивительно – Василий Лановой, быть может, совсем тут ни в чём не виноват, а нерастворимый годами осадок остался.
Поэтому Ланового в этом фильме хвалить не буду. Очень уж он похож здесь поведенчески на пресловутую «розу-мимозу». А «капитанский» костюм заматеревшего уже как бы Ланового сильно напоминает одеяние Зорро в исполнении Алена Делона, не хватает только шпаги. Что от моря всё-таки далековато.

В дверях стоял наездник молодой.
Глаза его как молния сверкали.
Наездник был красивый сам собой.
Пираты сразу Гарри в нём узнали.
«О Мэри, вот приехал Гарри твой!
Ребята, он не наш, не с океана!..»

Вот такая песня при виде Ланового – бравого Грэя тоже в памяти сразу всплывает.
После советского фильма про Остров сокровищ, где в юнгу Джима незаметно для всех окружающих переодевали девушку с неслабой попой, а вырученные от экспедиции деньги шли на закупки вооружений для борющихся против английского ига ирландских повстанцев, не очень-то удивляешься изменениям в сюжете «Алых парусов». Вместо отца-графа прикончили, наоборот, мать Грэя (а какая ведь в книге трогательная сцена - "О плавающих, путешествующих, болеющих, страдающих и плененных", - слышал, коротко дыша, Грэй. Затем было сказано: - "и мальчику моему..."). Старик-граф вовсю угнетает местный пролетариат, норовя заехать ему кулаком в зубы. Грэй, понятное дело, вынужден порвать со своим аристократическим прошлым и остаться без наследства. Опять-таки, денег уже на покупку «Секрета» нет, и Грэй выступает капитаном корабля в качестве социально допустимого наёмного работника. Могут и уволить в любой момент, между прочим. Жаль, очень жаль. Ведь такой Грэй - Принц уже в гораздо меньшей степени. Случай с двумя эпизодическими подпольщиками, из-за которых организуется драка с жандармами, а потом их перевозят на «Секрете» из Зурбагана в Лисс («Я случайно оказался в Лиссе недалеко от Каперны, помогая скрыться двум подпольщикам...»), напоминает известный анекдот про то, как граф энергично ухаживал на подоконнике за графиней, а в подвале дома в это время проходил третий съезд РСДРП.
В роли «Секрета» с алыми парусами в редком для тех времён цветном фильме снялось учебное судно херсонской мореходки «Товарищ». В Советский Союз оно репатриционно попало из Германии, где двенадцать лет под совсем другим названием обучало плавать немецко-фашистских захватчиков.
Иногда я с ужасом представляю себе не дождавшуюся своего Грэя Ассоль. Шестидесятилетняя старушка приходит на берег моря, подносит руку к выцветшим, слезящимся от яркого солнца глазам и вглядывается в даль. Но никаких алых парусов на горизонте нет. Уже давно умерли все те, кто помнил её историю, но по заведённой привычке новые мальчишки всё так же дразнят её и бросают ей вслед камни.
Спасибо тебе, о kunitsa_, за диск с отреставрированным фильмом! Он прекрасно у меня показывает :)
Tags: кино2, книга1
Subscribe

  • (no subject)

    Дачная жизнь (1979) Спектакль по рассказам А.П.Чехова Евгений Стеблов, Андрей Миронов, Лариса Голубкина, Валентин Смирнитский, Николай Волков,…

  • (no subject)

    М.Паноль «Топаз» (Владимир Кенигсон, Всеволод Якут, Наталья Варлей, Игорь Старыгин, Альберт Филозов, Евгений Стеблов, 1976)

  • (no subject)

    Голубой огонёк 1965 (В первый час)

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 45 comments

  • (no subject)

    Дачная жизнь (1979) Спектакль по рассказам А.П.Чехова Евгений Стеблов, Андрей Миронов, Лариса Голубкина, Валентин Смирнитский, Николай Волков,…

  • (no subject)

    М.Паноль «Топаз» (Владимир Кенигсон, Всеволод Якут, Наталья Варлей, Игорь Старыгин, Альберт Филозов, Евгений Стеблов, 1976)

  • (no subject)

    Голубой огонёк 1965 (В первый час)