Шерлок Холмс (Robert Downey Jr.) и доктор Ватсон (Jude Law) ловят и отправляют на виселицу серийного убийцу, мастера чёрной магии лорда Блэквуда (Mark Strong), а тот восстаёт из могилы и наводит ужас на Лондон. Свою игру ведёт и уже неоднократно дурачившая Холмса международная авантюристка Ирэн Адлер (Rachel McAdams), работая на таинственного "Профессора".














Фильм не вызывает ни тошнотворного омерзения, ни дикого восторга. Если бы в нём было побольше стиля и элегантности, он был бы даже засчитан хорошим. Может быть. А так – весьма средненькая картина, мало чем выдающаяся. Развлекалово, довольно примитивное, выстроенное по канонам взятого из комиксов противостояния двух супергероев-суперменов, представляющих Бобро и Осло; и сюжет, конечно, как полагается таким фильмам, затрагивает судьбы мира, а не мелкое частное. Игру ума не пробуждает (это фильм-то про дедуктивный метод; неудивительно, что в фильме есть традиционная финальная драка на кулачках, потому что в этом кино побеждают не умом), но посмотреть можно; и даже когда-нибудь при случае, потом, может, и ещё разок-другой.
Понравился доктор Ватсон. Неудержимая страсть к азартным играм придаёт ему своё очарование. Не понравился Шерлок Холмс – прежде всего как Шерлок Холмс. Потому что Холмс – это и величайший детектив всех времён и народов, но ещё и джентельмен. Джентельмена в киногерое постыдно мало. Дедуктивных способностей – тоже. Они не простираются дальше «если я ему сейчас дам по челюсти, а потом по рёбрам, то они должны сломаться». Прямо Эраст Петрович Фандорин какой-то из кинофильма «Турецкий гамбит», а не Шерлок Холмс. Тот тоже всё думал, думал, разные предположения высказывал, а всё неудачные, вплоть, как и тут, до самого конца. Уже зрители давно догадались, кто там турецкий шпион, а Фандорин ещё нет. Доходит до того, что в новом кинофильме Ватсон умозаключения быстрее выводит, чем Холмс. Ну то есть вот показывают героя, конечно, сыщика с кучей проблем – алкоголь, наркотики, несчастная любовь, с неуверенностью во взоре, в себе (одному без Ватсона – никуда, даже в туалет) и в своём рассудке. Пускай, принимаю его таким. Но конандойлевского Шерлок Холмса я представляю и буду продолжать представлять себе иначе.
Не понравился сюжет. В частности, Шерлок Холмс и раньше сталкивался со сверхестественным. Взять хотя бы собаку Баскервилей. Только объяснялось оно просто – необыкновенно большая собака, обмазанная специально изобретённой фосфорной смесью без вкуса и запаха. Чего тут такого. А вот финальное рациональное разъяснение мистики в этом фильме потребовало привлечь очень много маловероятных сущностей. Плодить их без причины – дурной вкус. Слишком много фокусов, Гудини.
И, наконец, вопрос на засыпку. Какую дисциплину преподавал своим студентам профессор Мориарти в оригинале? Отставной профессор, между прочим.