Конференцию ООН в этом году сопровождают небывалые скандалы, подрывающие доверие к самой концепции глобального потепления. То хакеры выкладывают на сервере в Томске переписку сотрудников ведущего мирового научного центра по изучению климата и антропогенного влияния на природу при Университете Восточной Англии. А из этой переписки следует, что в начале девяностых группа учёных-грантополучателей фальсифицировала данные, преувеличивая климатические изменения, и зажимала противников концепции. Как результат, за два десятилетия только из американской казны для доказательств глобального потепления было потрачено около 80 миллиардов долларов. А учёные, отрицающие влияние на климат антропогенного фактора, получили всего 23 миллиона, как сказано в отчёте американского Института SPPI. То начинается расследование мошенничества с продажами квот на выбросы парниковых газов. Только в Великобритании размеры незаконных налоговых выплат оцениваются в восемь миллиардов фунтов стерлингов. То британская газета «Гардиан» внезапно публикует секретный договор, подготовленный США и Данией и ущемляющий права развивающихся стран. И когда становится ясно, что глобальное потепление – это, в первую очередь, огромный денежный мешок, куда запускают руку множество людей самых разных интересов, то не совсем веришь в слова генерального секретаря ВМО.
Допустим, однако, что мы действительно живём в эпоху грандиозных климатических перемен. И глобальное потепление реально изменяет нашу планету. В этом случае я не могу согласиться с теми, кто считает, что его результаты пойдут на пользу России. Такое мнение популярно и основано на моделировании потепления и таяния арктических льдов. Предполагается, что в тундре, в Сибири при повышении температуры на несколько градусов сначала пострадают плотины, нефте- и газопроводы. Но «плюсы» затем перевесят. Увеличится площадь земель, пригодных для сельского хозяйства. В Сибири и на арктическом побережье России легче станет добывать полезные ископаемые, в том числе те же нефть и газ. Морозы будут причинять меньше вреда инфраструктуре, дорогам, сократится отопительный сезон, температура этих малонаселённых краёв станет более комфортной для жизни. В то же время густонаселённые европейские страны пострадают очень сильно. Уйдут под воду большие куски Голландии и Великобритании. В оставшейся на поверхности Европе будет жарко и влажно. Ну а в Китае часть территорий пострадает от засухи.
И я всё же думаю, что Россия может не получить ожидаемых многими выгод от смягчения сурового климата на своей территории. Потому что эта территория уже не будет российской. Сейчас экономически несовершенная Россия противостоит в Сибири и на Дальнем Востоке могучему, всё более набирающему силу Китаю. Многолюдному. А на российской территории в тех местах и так не очень большое число жителей всё сокращается и сокращается. И одна из причин, по которой китайцы не так массово живут в Сибири, - это климат. Холодно. Теперь представим себе, что Сибирь становится всё более и более тёплой. А в Китае засухи превращают в непригодные традиционные сельскохозяйственные земли. Население вынуждено мигрировать. Ну и куда, как не в теперь комфортную, обширную, малолюдную Сибирь?
Если Россия не станет сильной экономически, если у неё не будет боеспособной армии, если не остановится быстрое сокращение численности россиян, то она Сибирь и Дальний Восток не удержит. Ещё эти территории обязательно станут шахматной доской большой игры между Китаем и Америкой, которая нервно реагирует на интерес Китая к полезным ископаемым. Может вдруг так оказаться, что безболезненно даже потерять свои азиатские земли и отсидеться в европейских у России не выйдет. Так что пока Россия слабая, глобальное потепление ей совсем не нужно. Чем суровей климат в Сибири, тем лучше.