chetvergvecher (chetvergvecher) wrote,
chetvergvecher
chetvergvecher

Полицейский

«Un flic» («Dirty Money», режиссёр Jean-Pierre Melville, 1972).

Комиссар полиции (Ален Делон) тайно встречается с женой (Катрин Денёв) своего друга, а друг с не меньшей конспиративностью руководит шайкой, разрабатывающей хитроумные ограбления. Ограбления, в которые вовлечена его любовница, придётся расследовать Делону.

title or description
title or descriptiontitle or description
title or description
title or description
title or descriptiontitle or description
title or description
title or description
title or description

youtube, youtube

Принято считать, что последний фильм Мельвиля - не самый его удачный. И так оно и есть. Говорят, однако, что вводный, открывающий фильм эпизод ограбления банка – прекрасен. И это – опять чистая правда. Сцена ограбления на дождливой набережной в реальном времени просто очень радует глаз зрителя. Рассказывают, что денег на технически хорошие постановки режиссёру не хватало. Ну и опять правда – в ограблении поезда видно, что вагоны, когда преступник ползёт по ним снаружи, не раскачиваются. Стоят на месте. Хотя поезд по сценарию вовсю движется. Но всё-таки мне вот эта опять точная по реальному времени сцена своей скрупулёзностью понравилась.

Ален Делон создал запоминающийся образ жёсткого полицейского. Всегда готового нарушить закон. Вроде Жеглова, только без обаяния последнего, а потому страшного. В руки такому попасться совершенно не хочется. Хотя однажды Делон выступает в роли скорее Шарапова, играя на пианино в логове бандитов. Как Делону удалось добиться такого образа – вопрос для обсуждения. У меня был приятель-однокурсник, который когда-то, много лет назад, говорил – я когда делаю такое вот лицо (и показывал), то мне дают больше лет, чем на самом деле. Когда-то это было важным, да. Можно было со взрослыми на равных разговаривать. Ален Делон по ходу фильма тоже делает «такое лицо» - бровки домиком, всё такое, - и многозначительно молчит. Ну вот то ли Делон – очень хороший актёр, без дураков, то ли Мельвиль ему всё время говорил – «Только молчи!», но образ создан.

Фильм, конечно, дурноват больше всего сюжетом и негероическими героями. Которые все с дрянцой, а я такого не люблю. Но вот если про сюжет. Финальная сцена – на площадь съезжаются с разных сторон Делон, его любовница и муж любовницы - одновременно, напомню, друг Делона. Все про всех уже знают. И вот тут у режиссёра есть богатый выбор, как завершить фильм.

Первый – открытый финал. Все трое смотрят друг на друга пронзительными до боли глазами, желваки играют на побледневших щеках, кулаки крепко сжимают пистолеты в карманах. Можно сказать – плохой, хороший и злой. Так минут пять, и всё, конец – финальные титры. Так поступили бы режиссёры, считающие себя Большими Кинематографистами и презирающие Голливуд. Ещё так поступали советские редакторы-эстеты, как Микеланджело отсекающие от Давида всё лишнее. Так советский зритель увидел с открытым финалом кинокартины «Откройте, полиция!» с Нуаре и Лермиттом и «Частный детектив» с Бельмондо. Хуже, что интересно, не становилось.

Или вот другой вариант финала. Делон сажает друга с его женой в набитый деньгами и героином самолёт, улетающий в Швейцарию. Этакая «Касабланка». Выпускает скупую слезу из глаз, хватает первого попавшегося под руку высокого лысого бандита, угрожающе говорит ему – «Я чувствую, что это начало крепкой мужской дружбы!» и тащит его, изумлённого, в кабак пить вкусное красное вино французского производства.

А можно было, например, мелодраматично - и одною пулей он убил обоих, и бродил по берегу в тоске... Свершив, так сказать, свой полицейский долг в полном объёме.

Или вот так – застрелить друга и выпустить на волю любовницу. Обелить её и возложить всю вину на погибшего. Так некоторое благородство удачно совмещается с по-человечески понятными устремлениями. И карьера не под угрозой (а то, когда выяснится, что спал с одной преступницей и дружил с другим, мало не покажется). И как женщину можно будет потом её снова использовать. Хотя и осторожно – одно дело – замужняя любовница, а другое – свободная женщина.

А, может, так: как в кинофильме «Парень и его пёс». Чтобы не было раздора между вольными людьми, а теперь маслину получай. Любовницу застрелить, крепко пожать другу руку и всю вину свалить на погибшую.

Или вот как в фильме «Профессионал» с Бельмондо – подло убитый Делон-полицейский лежит с широко раскрытыми от удивления глазами на холодной каменной мостовой Парижа, дымится дуло пистолета в руках блондинки, а где-то невдалеке печально и протяжно камерный оркестр играет музыку композитора Морриконе.

Каждый читатель этого журнала, каждый зритель этой картины может сам для себя решить, какой финал его устраивает. А фильм, хоть и не слишком удачный, всё равно посмотреть можно.
Tags: кино4
Subscribe

  • (no subject)

    Высоцкий - Песенка про Пеле

  • (no subject)

    The Ventures - Diamond Head (1965)

  • (no subject)

    Высоцкий: "Да, сегодня я в ударе.."

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments