Кинофильм рассказывает о недалёком будущем (в выражении «недалёкое будущее» спрятана, между прочим, задуманная двусмысленность), в котором созданы искусные человекоподобные тела, тщательно управляемые операторами. Причём операторами стало практически всё человечество, которое лежит весь день дома на диванах, а на опасную улицу, выполняя там рабочие и социальные функции, за них выходят роботоиды. С введением суррогата в жизнь, сообщает нам кинокартина, преступность упала практически до нуля. Потому что прежней рискованной жизнью людей живут не они сами, а заменяющие их человекоподобные машины. Правда, есть малочисленные нищие резервации, куда суррогатам вход запрещён. В резервациях бессильно возбухают смутьяны и бунтовщики, призывающие к революциям и к уничтожению роботов.
И вот тут вдруг совершается убийство – уничтожены два суррогата, да так, что при этом погибают оба их оператора. Рушится на глазах вся воздвигнутая концепция безопасности – до этого что бы ни делали с суррогатами, их операторы оставались невредимыми. Расследование дела поручается Брюсу Уиллису, который всей мощью своего суррогата ищет преступника.
, , ,
Смешной суррогатный Уиллис похож на Дональда Трампа; суррогаты полицейских, кстати, обладают возможностями, превышающими стандартные человеческие, прежде всего механико-физическими опциями, но эта линия не проработана как следует. Есть дешёвые модели суррогатов, с пластиковыми лицами и с минимальным набором ощущений для операторов. Почему тогда нет дорогих супермоделей, совсем удаляющих суррогатов от человека? Писатель Лукьяненко в своей классической книге «Лабиринт отражений» тему подбора псевдотел разобрал тщательнее.
Главная идея быстрого и успешного внедрения суррогата в жизнь, согласно кинофильму, а это - безопасность для оператора, не выдерживает критики. Сотни миллионов американцев лежат в своих домах, опутанные проводами, а по улицам городов ходят суррогаты. А вы видели эти стеклянные двери в домах американских пригородов, эти кустики и низенькие заборчики, разделяющие участки?
Расскажу такую историю. В одном достаточно благополучном университетском городке на Восточном побережье государства США в местной газете и на сайте университета стали появляться регулярные предупреждающие сообщения о том, что некий злодей днём проникал в жилые дома, находил там одиноких женщин, избивал их в случае сопротивления и насиловал. Продолжалось это в течение нескольких месяцев, а сообщения о поимке преступника я так и не видел. Может быть – поймали, может быть – нет, не знаю.
Кстати. Помните старый анекдот о том, как в Америке долго готовили шпиона для заброски в СССР, учили его языку, местным реалиям? И вот он приземлился где-то на Украине, спрятал парашют и пошёл в деревню, встретил там деда на завалинке и говорит ему – Здравствуй, диду! – Здравствуй, американский шпион! – ответил ему старик. – Какой же я американский шпион, я – гарний хлопец! – обеспокоился шпион. – Какой же ты гарний хлопец, когда ты – негр? – сказал дед.
В сообщениях о преступнике давалось его описание – такой-то рост, цвет волос и глаз. Ни слова о цвете кожи. И был напечатан портрет, нарисованный со слов жертв. С типичными негроидными чертами лица. Афроамериканец, иными словами. А в описании про это – ни слова. Потому что – политкорректность.
Возвращаясь к фильму. Вот миллионы людей посемейно целой одноэтажной Америкой лежат не в стальных бункерах, в своих обычных домах. Беззащитные, растолстевшие от неподвижного образа жизни. Прикованные к креслу, с закрытыми глазами. И что, преступность упала до нуля? Ну-ну. Конечно, в полицию в фильме вбуханы огромные деньги. Я не говорю о служебных суррогатах. Видеокамеры внимательно наблюдают за всем происходящим. Умилило, что не только на улице. Одна из предотвращённых преступных сцен происходила в жилом помещении. Прекрасна страна, в которой полицейские видеокамеры установлены в спальнях частных домов. Но всё-таки – если безопасность достигается через полицию, тогда зачем тут суррогаты?
Можно, допустим, сказать – уличная преступность упала. Однако – суррогаты, как и легковой автомобиль, к примеру, должны быть небесплатными и продаваться в кредит. Суррогаты легко повреждаются, как видно из фильма, - значит, должно быть введено обязательное страхование суррогата. Так сказать – поцарапали друг друга, ну и обменялись номерами стаховок. Автоматически вандализм какой-нибудь, направленый на суррогата, должен рассматриваться как имущественное правонарушение. А Брюс Уиллис, между прочим, одного невинного суррогата поймал и повредил. А под суд не пошёл. Нет, не проработано логическое обоснование происходящего в фильме.
Фильм «Суррогаты» сильно вторичный. Комментаторы обычно рассматривают его вместе с тоже недавно вышедшим на экран плохеньким фильмом «Геймер», про который я недавно уже писал. Очевидно, много схожего у «Суррогатов» ещё с кинофильмом «I, Robot», включая даже сюжетные линии про когда-то погибшего ребёнка и отстранённого учёного. Линий переплетающихся в фильме будто бы и много, но все они оставляют впечатление недокрученности. Не удалось сделать сюжет достаточно захватывающим для зрителя, не цепляет. К сожалению, ничего особенного в общем русле кинофантастики про вторжение виртуальной реальности в жизнь «Суррогаты» из себя не представляют. Но в них есть Брюс Уиллис.
Брюс Уиллис мне нравится. Его герои не владеют смертоносной борьбой барицу - подобно Стивену Сигалу, не мощны и неуязвимы – подобно Шварцнеггеру. Ему всё время бьют морду. Но он не сдаётся. Никогда. Не сдаётся, весь уже в крови, но всё ещё не сдаётся. Ну прямо как русские. Они тоже, говорят, не сдаются. Вот за это – за силу духа – мы его и любим. Жаль, конечно, что с годами потускнела его неповторимая улыбка. Я её тоже очень любил. Но Брюс Уиллис пока всё ещё прежний Брюс Уиллис.
Подводя итог скажу, что фильм посмотреть можно, но много ждать от него не имеет смысла.