chetvergvecher (chetvergvecher) wrote,
chetvergvecher
chetvergvecher

Суррогаты

«Surrogates» (режиссёр Jonathan Mostow, 2009).
Кинофильм рассказывает о недалёком будущем (в выражении «недалёкое будущее» спрятана, между прочим, задуманная двусмысленность), в котором созданы искусные человекоподобные тела, тщательно управляемые операторами. Причём операторами стало практически всё человечество, которое лежит весь день дома на диванах, а на опасную улицу, выполняя там рабочие и социальные функции, за них выходят роботоиды. С введением суррогата в жизнь, сообщает нам кинокартина, преступность упала практически до нуля. Потому что прежней рискованной жизнью людей живут не они сами, а заменяющие их человекоподобные машины. Правда, есть малочисленные нищие резервации, куда суррогатам вход запрещён. В резервациях бессильно возбухают смутьяны и бунтовщики, призывающие к революциям и к уничтожению роботов.

И вот тут вдруг совершается убийство – уничтожены два суррогата, да так, что при этом погибают оба их оператора. Рушится на глазах вся воздвигнутая концепция безопасности – до этого что бы ни делали с суррогатами, их операторы оставались невредимыми. Расследование дела поручается Брюсу Уиллису, который всей мощью своего суррогата ищет преступника.

title or descriptiontitle or description
title or descriptiontitle or description
title or descriptiontitle or description
title or descriptiontitle or description
title or descriptiontitle or description
title or descriptiontitle or description
title or description

youtube, youtube, youtube, youtube

Смешной суррогатный Уиллис похож на Дональда Трампа; суррогаты полицейских, кстати, обладают возможностями, превышающими стандартные человеческие, прежде всего механико-физическими опциями, но эта линия не проработана как следует. Есть дешёвые модели суррогатов, с пластиковыми лицами и с минимальным набором ощущений для операторов. Почему тогда нет дорогих супермоделей, совсем удаляющих суррогатов от человека? Писатель Лукьяненко в своей классической книге «Лабиринт отражений» тему подбора псевдотел разобрал тщательнее.

Главная идея быстрого и успешного внедрения суррогата в жизнь, согласно кинофильму, а это - безопасность для оператора, не выдерживает критики. Сотни миллионов американцев лежат в своих домах, опутанные проводами, а по улицам городов ходят суррогаты. А вы видели эти стеклянные двери в домах американских пригородов, эти кустики и низенькие заборчики, разделяющие участки?

Расскажу такую историю. В одном достаточно благополучном университетском городке на Восточном побережье государства США в местной газете и на сайте университета стали появляться регулярные предупреждающие сообщения о том, что некий злодей днём проникал в жилые дома, находил там одиноких женщин, избивал их в случае сопротивления и насиловал. Продолжалось это в течение нескольких месяцев, а сообщения о поимке преступника я так и не видел. Может быть – поймали, может быть – нет, не знаю.

Кстати. Помните старый анекдот о том, как в Америке долго готовили шпиона для заброски в СССР, учили его языку, местным реалиям? И вот он приземлился где-то на Украине, спрятал парашют и пошёл в деревню, встретил там деда на завалинке и говорит ему – Здравствуй, диду! – Здравствуй, американский шпион! – ответил ему старик. – Какой же я американский шпион, я – гарний хлопец! – обеспокоился шпион. – Какой же ты гарний хлопец, когда ты – негр? – сказал дед.
В сообщениях о преступнике давалось его описание – такой-то рост, цвет волос и глаз. Ни слова о цвете кожи. И был напечатан портрет, нарисованный со слов жертв. С типичными негроидными чертами лица. Афроамериканец, иными словами. А в описании про это – ни слова. Потому что – политкорректность.

Возвращаясь к фильму. Вот миллионы людей посемейно целой одноэтажной Америкой лежат не в стальных бункерах, в своих обычных домах. Беззащитные, растолстевшие от неподвижного образа жизни. Прикованные к креслу, с закрытыми глазами. И что, преступность упала до нуля? Ну-ну. Конечно, в полицию в фильме вбуханы огромные деньги. Я не говорю о служебных суррогатах. Видеокамеры внимательно наблюдают за всем происходящим. Умилило, что не только на улице. Одна из предотвращённых преступных сцен происходила в жилом помещении. Прекрасна страна, в которой полицейские видеокамеры установлены в спальнях частных домов. Но всё-таки – если безопасность достигается через полицию, тогда зачем тут суррогаты?

Можно, допустим, сказать – уличная преступность упала. Однако – суррогаты, как и легковой автомобиль, к примеру, должны быть небесплатными и продаваться в кредит. Суррогаты легко повреждаются, как видно из фильма, - значит, должно быть введено обязательное страхование суррогата. Так сказать – поцарапали друг друга, ну и обменялись номерами стаховок. Автоматически вандализм какой-нибудь, направленый на суррогата, должен рассматриваться как имущественное правонарушение. А Брюс Уиллис, между прочим, одного невинного суррогата поймал и повредил. А под суд не пошёл. Нет, не проработано логическое обоснование происходящего в фильме.

Фильм «Суррогаты» сильно вторичный. Комментаторы обычно рассматривают его вместе с тоже недавно вышедшим на экран плохеньким фильмом «Геймер», про который я недавно уже писал. Очевидно, много схожего у «Суррогатов» ещё с кинофильмом «I, Robot», включая даже сюжетные линии про когда-то погибшего ребёнка и отстранённого учёного. Линий переплетающихся в фильме будто бы и много, но все они оставляют впечатление недокрученности. Не удалось сделать сюжет достаточно захватывающим для зрителя, не цепляет. К сожалению, ничего особенного в общем русле кинофантастики про вторжение виртуальной реальности в жизнь «Суррогаты» из себя не представляют. Но в них есть Брюс Уиллис.

Брюс Уиллис мне нравится. Его герои не владеют смертоносной борьбой барицу - подобно Стивену Сигалу, не мощны и неуязвимы – подобно Шварцнеггеру. Ему всё время бьют морду. Но он не сдаётся. Никогда. Не сдаётся, весь уже в крови, но всё ещё не сдаётся. Ну прямо как русские. Они тоже, говорят, не сдаются. Вот за это – за силу духа – мы его и любим. Жаль, конечно, что с годами потускнела его неповторимая улыбка. Я её тоже очень любил. Но Брюс Уиллис пока всё ещё прежний Брюс Уиллис.

Подводя итог скажу, что фильм посмотреть можно, но много ждать от него не имеет смысла.
Tags: кино4
Subscribe

  • (no subject)

    A color photo of Veronica Lake by Eugene Robert Richee

  • (no subject)

    John Engstead getting ready to shoot photos of Marlene Dietrich

  • (no subject)

    Donald Windham and Tennessee Williams (1940s)

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments