chetvergvecher (chetvergvecher) wrote,
chetvergvecher
chetvergvecher

Category:

Посмотрел

«Czlowiek z marmuru» («Man of Marble », «Человек из мрамора», 1977), режиссёр Andrzej Wajda. 5-.
В Кракове в 1976 году молодая кинематографистка делает дипломный телефильм про ударного рабочего пятидесятых годов, который когда-то установил рекорд укладывания кирпичей и потом пропагандировал новые передовые методы среди польского пролетариата. Она в архивах находит фрагменты киноплёнок, никогда не показывавшихся на экранах, берёт интервью у людей, лично знавших ударника, и постепенно узнаёт, что этот человек, служивший официальной моделью для рабочего народа и для скульпторов, высекающих из мрамора всё лишнее, пострадал от социалистической государственной машины.
Динамика развития событий в фильме устроена так, что зрительское внимание прочно приковано к экрану. Немножко детективного даже есть в сюжете. Возникает настоящий живой интерес – а что же сейчас, в современной Польше семидесятых, происходит с этим человеком. И вот что ещё характерно. Фильм направлен против существующего социалистического строя и показывает, что строй этот, хоть и сильно смягчённый, – прямой наследник суровых сталинских времён, но снята картина стилистически в той манере, в какой снимали и в золотой век советского потребительского кинематографа – от «Большой перемены» до «Чародеев», - эти просторные улицы с новёхонькими белыми панельными многоэтажками из окна проносящейся мимо них машины, залитое солнцем зелёное лето, толпы деловито спешащих людей, весёлые герои. Это кадры настоящего оптимизма и веры в будущее легко узнаются - как родные, и в социалистической кино-Польше семидесятых с их длинноногими слегка стервозными блондинками очень хочется жить, как хочется жить и в кино-СССР того же времени, и в стилистически совсем другой, но очень притягательной кино-Англии шестидесятых. А волосатый западный киномир семидесятых по-своему забавен, но сердце к нему что-то так не расположено.

ManOfMarble


«Tengoku to jigoku» («High and Low», «Рай и Ад», 1963), режиссёр Akira Kurosawa. 5.
Основанный на сюжете Эда Макбейна фильм про то, как обувной бизнесмен (Toshirô Mifune) заложил всё, что можно, и залез в долги, собирая деньги для рискованной попытки выдавить неудобных партнёров из бизнеса, но попал в сложное моральное положение, когда неизвестный злодей похитил ребёнка - по ошибке не бизнесменовского, а ребёнка прилагающегося к обувному предпринимателю шофёра.
И вот, конечно, не так просто решить – отдавать ли все свои деньги, неизбежно теряя дом и работу, ставя под угрозу будущее своих близких, своего собственного ребёнка, или не платить требуемый похитителем несуразно гигантский выкуп, обрекая шофёрского ребёнка на смерть. То есть это такой неприятный вопрос, если в него вдумываться, что я немножко уверен, что многие из читателей этого журнала, ответившие – деньги надо отдать – в жизни поступили бы иначе, а те, кто строго сказали бы, что никогда не отдадут, тоже могли бы передумать, коснись их эта неприятность. Самому мне на этот вопрос даже отвечать не хочется.
Но, конечно, что мне в этом фильме больше всего нравится – так это то, что он поставлен не по сюжету беспощадного и негуманного писателя Чейза. Пусть утеряны деньги, но (почти) все герои остались живы-здоровы, - а для зрителя, чтобы получить удовлетворение от просмотра, это важно. Детективная часть кинопроизведения столь же увлекательна (инспектора играет другой матёрый человечище японского кино Tatsuya Nakadai) и познавательна, сколь трудна поставленная моральная проблема, так что картина получилась. Особенно если не забывать, что у Куросавы ещё всегда картинка очень красивая.
И ещё – это ведь шестидесятые. И они мило и внезапно подмигивают зрителю танцующими на японской дискотеке сексуально разнузданными неграми.
youtube

HighLow


«Zatôichi to Yôjinbô» («Zatoichi Meets Yojimbo», «Битва самураев», 1970), режиссёр Kihachi Okamoto. 5-.
Shintarô Katsu многократно играл слепого Затоичи (Дзатоити!) в разных японских фильмах, а Toshirô Mifune несколько раз – в том числе в двух знаменитых фильмах Куросавы – вот этого конкретного наёмного искусного телохранителя-самурая. И вот, наконец, два мастера меча встретились лицом к лицу, ну и кто из них победит?
Затоичи, в очередной раз почуяв вкус крови на своих руках, уходит в удалённую деревню, где когда-то любил отдыхать душой. Но в деревне неспокойно. Богатого купца подозревают в том, что он уворовал у сёгуната золото в особо крупных размерах. Один из двух сыновей купца связан с бандитами и настойчиво ищет скрытно спрятанное где-то сокровище. Купец нанимает себе вечно пьяного телохранителя (Toshirô Mifune), и тут зритель понимает – вот-вот начнётся.
Принято считать, что это фильм – не очень-то удачный. Одной из причин такого мнения, возможно, стало сведение героя Мифуне до почти животного состояния. Зритель, однако, всё-таки до сих пор помнит, каким самурай был в двух предыдущих, куросавовских, фильмах, и всё равно ему сочувствует. Но и Затоичи, конечно, он тоже очень даже сочувствует, и поэтому в глубине души не хочет, чтобы эти два по-своему где-то даже и хороших человека сошлись в смертельном поединке - и кто-то из них победит, а кто-то – проиграет и помрёт. Но они всё-таки сойдутся и свои мечи достанут.
Мне, тем не менее, кажется, что это – отличный самурайский фильм, в котором есть всё необходимое для того, чтобы зрители насладились, - убийственные схватки, детективная интрига, в которой все ищут золото, а многие из поисковиков – не те, за кого себя выдают, игра главных актёров. Познавательно также проследить, откуда много чего взялось в хорошей современной кинокартинe про Затоичи, откуда всё выросло.
youtube

ZatoichiMeetsYojimbo


«K-PAX» («Ка-Пэкс», 2001), режиссёр Iain Softley. 5-.
Kevin Spacey – пациент психиатрического госпиталя, утверждающий, что он прилетел с другой планеты. Jeff Bridges – циничный замотавшийся доктор, работающий с этим необычным пациентом. В то, что Kevin Spacey – пришелец, начинают верить все остальные обитатели больницы, а иногда - и сам доктор.
Это – симпатичный фильм, в которым до последней минуты у зрителя остаются сомнения в происходящем на экране. Немножко даже обидно, что сомнения не проходят даже после того, как фильм закончился. Хотя понятно, что, если бы прямо дали отрицательный ответ, то зритель бы расстроился, а, если бы положительный, - снобистски поморщился. При всей своей некоторой частичной неприятности – а больницы только в комедиях бывают смешными – кинокартина очень гуманная и умная, и зритель смотрит её с удовольствием.
youtube

KPax


«Shizukanaru ketto» («The Quiet Duel», «Молчаливая дуэль», 1949), режиссёр Akira Kurosawa. 4.
Toshirô Mifune – молодой неосторожный доктор, заразившийся от раненого на полях Второй Мировой войны пациента сифилисом. Через порез заразившийся, но постыдную болезнь много лет после войны скрывающий и от отца, и от бедной невесты, которую по этой причине – но не объясняя её – замуж не берущий. Потом доктор вновь встретит своего злого гения, в мирной жизни. Доктор имеет возможность тайно лечить свой запущенный на войне сифилис, воруя лекарства из больничного шкафчика, а у штатского человека такой возможности нет, зато он женился и ждёт ребёнка.
Это стилистически очень такой советский фильм тех же примерно времён на производственную тему, а в герое Мифуне есть что-то от правильного кинокомсомольца. И всё поэтому узнаваемо и понятно, а от этого – близко.

QuietDuel


«Shoot 'Em Up» («Пристрели их», 2007), режиссёр Michael Davis. 5.
Clive Owen одиноко сидит на ночной пустынной скамейке, ожидая автобуса, а мимо пробегает женщина с большим животом, которую преследует мужик с пистолетом. Clive Owen спасает женщину, та у него на руках разрождается младенцем. Набегают другие люди с пистолетами во главе с Paul Giamatti, стреляют, убивают, и Clive Owen так и остаётся с новорождённым, которого он пытается пристроить к занимающейся проституцией Monica Bellucci. А невинного младенца всё упорно пытаются и пытаются убить.
Я считаю, что это превосходное кино своего жанра. Прекрасно снятые стрельба и автомобильные трюки. Загадочный главный герой с затемнённым прошлым и своеобразными привычками. Герой должен быть загадочным и иметь маленькие запоминающиеся не очень вредные привычки! Тогда зритель будет ему больше сочувствовать. Герою такого фильма не нужно противным Гамлетом рефлексировать и убивать исподтишка. Нет, он должен быть цельным и мужественно и суперменисто обязан рассекать и уничтожать многократно превосходящие силы противника. Во всех кинопостановках «Трёх мушкетёров» врагов д'Артаньяна всегда в десятки раз больше, чем в оригинальной книге. И что-то в этом мистере Смите есть от д'Артаньяна.
И ещё раз скажу – лично я равнодушно не в восторге от Моники Белуччи, вот так.
youtube

ShootThemUpShootThemUp1


«Rekopis znaleziony w Saragossie» («The Saragossa Manuscript», «Рукопись, найденная в Сарагосе», 1965), режиссёр Wojciech Has. 5.
Во времена наполеоновских войн в Испании два офицера – французский и испанский – зачитались найденной старинной книгой, упоминающей, между прочим, о дедушке испанца – капитане валлонской гвардии (Zbigniew Cybulski), напрямик, не в обход, вопреки разумным советам, поехавшего в Мадрид через опасные края. В краях с офицером приключаются разные мистические истории, и он раз за разом будет циклично просыпаться в одном и том же месте среди повешенных, встречая между просыпаниями восточных принцесс, бандитов, отшельников и пострадавших от злых духов.
Мне лично нравится такого рода кино – немного абсурдное и нелепое, в стиле «Тысячи и одной ночи», когда история нескончаемо течёт, и герой в ней вдруг начинает рассказывать совершенно другую историю, не имеющую никакого отношения к происходящему, а в той рассказываемой истории и её герой в какой-то момент тоже вспоминает, в свою очередь, что и он мог бы чего-нибудь рассказать, и все эти истории в истории – как матрёшки – сами по себе настолько увлекательны, что уже даже и не важно, что к началу этого повествования позже происходящее на экране не имеет никакого логически выводимого отношения. Цибульскому я симпатизирую.
youtube

SargossaManuscriptRukopisSaragossa


«Johnny English» («Агент Джонни Инглиш», 2003), режиссёр Peter Howitt. 2.
Когда все агенты английской секретной службы погибают, скромному, но гордому собой и глупому клерку (Rowan Atkinson) придётся олицетворять силы Добра, а умное, но несчастное Зло (John Malkovich) ничего счастливой глупости противопоставить не сможет.
На свете существует столько прекрасных, по-настоящему смешных пародийных шпионских фильмов, что на их фоне вот этот выглядит убогим позорищем. Мистер Бин проникает в логово Зла через вражеский сортир, весь, с головы до ног, вымазанный содержимым последнего. Офигенно смешно.
youtube

JohnnyEnglish


«Passion» («Страсть», 1982), режиссёр Jean-Luc Godard. 2.
Запутанная картина с многими кое-как пересекащимися сюжетными линиями, в одной из которых бежавший из Польши во Францию из-за принадлежности к «Солидарности» режиссёр снимает фильм, в другой развивается жизнь хозяйки отеля, где остановился режиссёр, в третьей увольняют склочную фабричную работницу (Isabelle Huppert).
И вот это всё так неинтересно запутанно, так всё бессвязно и примитивно, что просто ужас. Ещё вот любой начинающий, вроде автора этого журнала, фотограф знает, что портреты и иные фотографии выгодно делать чёрно-белыми. Так они выглядят более художественными, потому что сразу убиваются два зайца, первый из которых – картинка выглядит привлекательно контрастной, а второй – убирается многое лишнее из того, что лучше видно на цветной фотографии – покрасневший нос и всё такое. Ровно то же самое относится и к чёрно-белому кино, у которого есть своя особая, неповторимая магия. Чёрно-белый фильм в умелых руках получает несколько очков форы у зрителя в сравнении с цветной кинолентой. Так вот в некоторых случаях это нисколько не помогает, и зритель визуального удовлетворения от картинки не получает. Надо стараться, чтобы вот так фильмы снимать, да. К чему всё это говорится по отношению как бы к цветному фильму – он производит впечатление плохого чёрно-белого. Можно было бы в запале указать, что это как «Агент Джонни Инглиш», но для псевдоэстетов – но не шпионы вылезают в неприглядном виде из глубин сортира, а зритель при просмотре чувствует себя таким вот агентом, только он тоньше душой устроен, чем герой Аткинсона, а потому больше, чем тот, страдает от своего погружения - в этот фильм Годара. Однако это было бы перебором. Фильм не противный, а просто - никакой.
Голых женщин в кинофильме для интереса, надо, правда, отметить, собрали в кучу и показали всех скопом зрителю.
youtube

Passion


«Détective» («Детектив», 1985), режиссёр Jean-Luc Godard. 3-.
Опять крайне запутанное действие про расследование в отеле любительскими детективами убийства двухлетней давности, про боксёрского менеджера, задолжавшего всем, включая мафию, много денег, про людей, пытающихся с него эти деньги получить. И события двухлетней давности и современные болезненно для зрителя переплетены на экране.
Очень похожий стилистически на предыдущий фильм, вдобавок – с нарочито (я так надеюсь) чудовищно подобранной музыкой. Я хотел было сказать про кинокартину, что она «ну, получше всё-таки, чем предыдущая». Но во время ранневечернего просмотра моя голова становилась всё тяжелее и тяжелее, и в результате я натурально отрубился у телевизора, а, когда проснулся со свинцовым чувством, то часы показывали девять часов, фильм уже закончился, а я долго не мог понять - это уже девять утра, а тогда надо срочно бежать, или пока ещё только девять вечера. Оказалось, что – вечера, но я даже просто не помню, когда я последний раз у телевизора засыпал. Вот тебе и здравствуйте. Пришлось потом фильм заново досматривать.
А я ведь не просто так, как некоторые читатели могут подумать, Годара смотрю, а просто взял в библиотеке по случаю набор из целых четырёх его фильмов. Но теперь прямо даже не знаю.
youtube

Detective


«The Last Dragon» («Dragon's World: A Fantasy Made Real», «Последний дракон», 2004), режиссёр Justin Hardy. 4+.
Премилая картина про то, а что было бы, если бы драконы на самом деле существовали, псевдодокументально снятая в стиле «Прогулок с динозаврами».
Некий учёный верит в то, что драконы – огромные летающие огнедышашие ящеры, встречающиеся в легендах практически всех народов, существовали на самом деле. Сначала его научной репутации приходится нелегко, когда он предполагает, что опалённый огнём и покусанный зубами череп тиранозавра пал вместе с его обладателем в битве с драконом, но потом жизнь как-то налаживается, когда в заснеженных испанских горах обнаружено тело неизвестного подозрительного существа.
В фильме предлагаются остроумные (но, конечно, с трудом выдерживающие критический анализ) объяснения – как драконы могли летать, как – извергать огонь, почему они выжили в те времена, когда подохли все динозавры. Натуралистам-природоведам такие фильмы смотреть, мне кажется, интересно.
youtubeyoutubeyoutube

DragonsWorld


«Triple agent» («Тройной агент», 2004), режиссёр Eric Rohmer. 4+.
Фильм рассказывает о русском генерале, живущем в Париже 1937 года с женой-гречанкой и занимающем важный пост в белогвардейской организации – он правая рука её руководителя и вероятный его преемник, отвечает за контрразведку и связь с представителями разведок ведущих держав. Генерал Фёдор играет одновременно с белыми, красными и фашистами.
Картина начинается с известной советской песни «Москва моя – ты самая любимая». Песня исполняется на французском языке, которого зритель обычно не знает, так что у него происходит некоторый временный разлад в голове. Этой же песней фильм закончится – только тогда она будет звучать уже по-русски. Есть ли в этом какой-то символизм – не знаю, но вполне возможно что – да. Русского языка – и русских актёров – в картине вообще будет немало. Исполнитель главной роли (Serge Renko) по-русски говорит уверенно, хоть и с заметным акцентом.
В фильмах Ромера вообще всегда очень много говорят. С моей точки зрения, к достоинствам эту особенность творческого почерка режиссёра отнести можно с большой натяжкой. Здесь, однако, кинокартина построена так, что в ней ничего, кроме разговоров, вообще не происходит, и внезапно оказывается, что какая-та изюминка в этом есть, потому что вся разведработа получается за кадром, и зритель всё время узнаёт о ней как бы из вторых рук – из разговоров, и в этом что-то есть.
С красавцем Штирлицем, конечно, генерала Фёдора не сравнить – не боевой офицер, а какая-то тихая бесцветная канцелярская крыса.
Интересны вкрапления документальной хроники и контекстное упоминание событий жизни тех времён – советские и немецкие павильоны на Всемирной выставке (от СССР была представлена ныне стоящая у ВДНХ скульптура «Рабочий и Колхозница»), гражданская война в Испании – и на выставке «Герника» Пикассо...
И вот ещё не сам даже по себе, а как взгляд со стороны на советско-российское, этот фильм дополнительно интересен зрителю определённого происхождением менталитета.
Правильно построенной в кадре композиции ещё эти французы - и Ромер, и Годар – уделяют такое тщательное внимание, что даже скучно становится от такой предсказуемости.
youtube

TripleAgent


«Fur: An Imaginary Portrait of Diane Arbus» («Воображаемый портрет Дианы Арбус», 2006), режиссёр Steven Shainberg. 3+.
Жила-была когда-то фотограф Diane Arbus, известная своими фотографиями маргинальных и уродливых людей. А в этом фильме представлена её псевдобиография, как бы рассказывающая, почему она дошла до жизни такой. У неё было скучное почти традиционное замужество с двумя детьми (почти традиционное – она в своего будущего экс-мужа влюбилась четырнадцатилетней и, достигнув восемнадцати, сразу вышла за него вопреки воле родителей), но потом в доме появился новый сосед. Диану Альбурс играет Nicole Kidman, а таинственного сверхволосатого человека, к которому она притянулась, - Robert Downey Jr.
Фильм редкостно слабый сценарно и слегка противный. Довольно быстро станет понятно, что киногероине приписаны сексуальные склонности к нетривиальным субъектам, а неизбежное, как жизнь, аннакаренинское удовлетворение этих склонностей через измену мужу назовут Любовью. Николь Кидман, однако, играет свою роль традиционно хорошо, и на неё можно посмотреть.
youtube

Fur


«Shanghai Surprise» («Шанхайский сюрприз», 1986), режиссёр Jim Goddard. 4.
Лет эдак без малого сто тому назад в Китае Sean Penn был искателем приключений, всей душой желающим вырваться из этой страны, а Madonna медсестрой хотела найти опиум для обезболивания раненых американских солдат. А вокруг происходили всяческие индианоджонсовские приключения.
Редко когда встретишь на IMDB фильм с оценкой в 2.5 из 10. Даже редкостное дерьмо там усреднённо оценивается значительно выше. Давно ушло бурное скандальное прошлое кинокартины – Мадонна за эту роль была признана худшей актрисой года, а Шонн Пенн всего лишь номинировался на эту награду (как и собственно фильм, режиссёр, сценарий и даже прилагающаяся песня Джоржа Харрисона). Если рассматривать происходящее без сиюминутных предубеждений, то зритель может обнаружить, что картина вполне так ничего себе – и забавная, когда надо, и приключенчески привлекательная, и уж точно получше многих подобных фильмов того же предположительно весёлого авантюрного ряда.
youtube

SanghaiSurprise1SanghaiSurprise


«Office Space» («Офисное пространство», 1999), режиссёр Mike Judge. 4+.
Ron Livingston – маленький клерк в большом офисе. Он ненавидит свою малоосмысленную работу – но держится за неё, конечно, изо всех сил, у него восемь разнообразных начальников, каждый из которых готов намылить ему шею за ошибку, у него навязчивый сосед и обманчивая подружка. В один прекрасный день подружка отвела его к гипнотерапевту, который удачно умер прямо на сеансе как раз сразу после того, как ввёл своего пациента в состояние «ни о чём не беспокоиться». Не выведенный из гипнотического указания клерк перестаёт дорожить своей работой и нечестной подружкой, но в результате масштабные увольнения его обходят стороной – и даже, более того, в нём видят будущего повысившегося менеджера, а ещё он знакомится с девушкой, которую раньше боялся пригласить на ланч (Jennifer Aniston).
Эта комедия в гротескной форме рассказывает зрителю о натуральной и узнаваемой Правде Жизни, и этим более всего хороша. Когда же из тесного офисного пространства фильм уходит в постороннее, то на этом сразу теряют и кинокартина, и зритель.
youtube

OfficeSpace


«The Heartbreak Kid» («Девушка моих кошмаров», 2007), режиссёр Bobby Farrelly, Peter Farrelly. 2+.
Ben Stiller дожил до сорока лет, а всё ещё не женился (великий русский народ или кто-нибудь ещё не в таких ли случаях говорит: в 20 лет силы нет – не будет, в 30 лет ума нет – не будет, в 40 лет жены нет – не будет?). А тут встретил девушку своей мечты (Malin Akerman) и, подстёгиваемый родственниками, прямо указывающими на громкое тиканье биологических часов, женился на ней почти сразу после знакомства, даже постель с девушкой ни разу не разделив. Поехал с молодой женой проводить медовый месяц в Мексику, и тут наудачно выяснилось, что жена в быту и постели не отвечает его представлениям о счастливой семейной жизни. А встретившаяся в Мексике Michelle Monaghan – может быть, ещё и да. И вот у Стиллера развивается роман с встреченной девушкой, но та всё никак не догадывается, что Стиллер – действующий молодожён.
Герой Стиллера на редкость противен. С моей точки зрения, для проникновения в любой кинофильм зритель должен хоть немного сочувствовать героям. Оптимально – представлять себя на их месте. Сочувствовать такому по-человечески противному в этом кино Стиллеру трудно, практически невозможно. Добавленные для смеху в комедию физиологические шутки и нечеловеческие ужимки главного героя добивают зрителя. И ведь нельзя сказать, что все до одного фильма Стиллера одинаково хороши. Вот и смотришь их иногда от безысходности, надеясь на лучшее.
youtube

HeartbreakKid


«Mission: Impossible III» («Миссия невыполнима 3», 2006), режиссёр J.J. Abrams. 4.
Отошедший уже от дел секретный агент Tom Cruise собирается жениться на ничего не знающей о двойных жизнях Michelle Monaghan (она в сознании зрителя обитает примерно в той же нише, в которой добывает себе хлеб Моника Белуччи, но, в отличие от второй, он первую хотя бы в лицо уже узнаёт). Но от мирных дел экс-агента отрывают, сообщая, что в плен к опасному незаконному торговцу вооружениями (Philip Seymour Hoffman) попалась крузовская бывшая ученица. Круз начинает отчаянно барахтаться во взрывной паутине предательств.
Немножко занудно, конечно, но Круз стандарты выдерживает. Интрига у создателей фильма удалась, нельзя не отметить, и зритель оказался полностью дезориентированным, как и было, наверное, задумано. Если бы у зрителя была бы минутка спокойно подумать, то, конечно, он бы ещё, может, и догадался, что существуют определённые каноны триллеров. Этой минутки ему особенно не дают, и зритель продолжает до самого конца считать, что главный негодяй – это тот, кто считается им.
youtube

MissionImpossibleIII
Tags: кино3
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments