chetvergvecher (chetvergvecher) wrote,
chetvergvecher
chetvergvecher

Посмотрел

“À bout de soufflé” (“Breathless”, “На последнем дыхании”, 1960), режиссёр Jean-Luc Godard. 5-.
Jean-Paul Belmondo угоняет автомобили и однажды убивает преследующего его полицейского. Хоть фотографии преступника появляются на первых страницах печатных изданий, Бельмондо живёт в Париже, уговаривает продающую газеты на улице и изучающую журналистику в Сорбонне американку Jean Seberg бежать с ним в Италию и пытается получить своих денег, задолженных ему приятелем.
Идут годы, и рядовому зрителю, конечно, уже и не так интересно, какое место занимал какой-нибудь кинофильм в мировой культуре, почему он считался когда-то новаторским, что он декларировал, что отрицал и на что оказал влияние. Бережно стирая пыль со старой киноплёнки, обыденный зритель хочет просто всё равно прикоснуться к настоящим чувствам, попытаться увидеть настоящую, не киношную, жизнь, какой она была много лет назад, восхититься тонкой или грубой красотой, молодостью или зрелостью давно прошедших актёров.
И вот этот кинофильм всё это зрителю даёт. На экране есть и кусочки настоящей Франции шестидесятого года прошлого века, есть и молодой угловатый Бельмондо, и очаровательная двадцатидвухлетняя (умершая сорокалетней…) девушка, и они показывают зрителю свои чувства, в которые он верит, и зритель смотрит на то, как всё это прекрасно снято, и ощущает дыхание жизни, и в голове у него зарождаются мысли, а в сердце – эмоции.
youtubeyoutube

Breathless1Breathless


“L'Armée des ombres” (“Army of Shadows”, “Армия теней”, 1969), режиссёр Jean-Pierre Melville. 5-.
1942 год. Lino Ventura, мирный французский инженер и по совместительству один из руководителей поддерживаемого Англией Сопротивления, попадает в лагерь после доноса предателя, но бежит, наказывает предателя, снова попадает к немцам, но снова бежит, снова наказывает предателя, снова попадает в гестапо, но, подобно Андрею Болконскому, из гордости уже бежать отказывается. И всё свободное от таких мрачных приключений время вместе с соратниками (Simone Signoret) занимается подпольной работой или проводит его в Англии.
Стильный мрачный фильм, основанный в какой-то мере на личном опыте Мельвилля, который сам участвовал в Сопротивлении, перебирался в Англию, да и, собственно, “Мельвилль” – его сопротивленческий псевдоним. И вот это сочетание высокого стиля, всех этих классических костюмов с галстуками и плащей, красивых картинок с уродливостью происходящего во время войны и гнетущей безнадёжностью, конечно, производит на зрителя довольно сильное впечатление. В то же время в годы далёкой молодости зрителя каждый второй советский фильм был про эту войну, и каждый второй из них – про партизан-подпольщиков, и это настолько сильно приобщало маленького человека к уже тогда давно прошедшим делам, что фашисты часто приходили к нему в кошмарных снах и гонялись там за ним по пустынным городским улицам. И вот потому это вот у зрителя уже было когда-то в жизни всё в избытке – именно такое, мрачное и безнадёжное, и он уже всё понимает и знает всё наперёд.
youtube

ArmyOfShadows


“Das Fräulein” (“Fraulein”, 2006), режиссёр Andrea Staka. 4-.
Руца покинула Югославию (Сербию) больше тридцати лет назад и, устоявшись, живёт в Цюрихе, содержит там убогое кафе типа “столовая”, которую посещают, большей частью, соотечественники. Ана – молодая боснийская девушка, больная раком крови, появляется в жизни Руцы и начинает работать в её кафе, и закостеневшая уже привычками Руца начинает меняться под влиянием Аны.
Это фильм отчётливо показывает, что важные для многих экс-советских людей вопросы “уехал и правильно сделал?”, “уехал из страны, которой больше не существует” и тому подобные волнуют не только их. Есть ещё по крайней мере один духовный народ, мы не одиноки во Вселенной. Другие достоинства кинокартины рядовому зрителю видны уже не так отчётливо.
youtube

Fraulein

Filmmovement приложил к диску на этот раз короткометражку “Happiness” про то, как в магазине уценённых товаров бабушка (польская актриса Elzbieta Czyzewska) покупает коробку с надписью “Счастье” (дело хоть и происходит в Америке, но на коробке, натурально, написано “Счастье”, продавщица разговаривает по-английски с понятно каким акцентом, а героиня смотрит дома духовное телевидение). Если коробку открыть – то будешь счастлив, - главное, не ошибиться с тем, что тебе нужно.

“A Prairie Home Companion” (“Компаньоны”, 2006), режиссёр Robert Altman. 5-.
В Миннесоте много-много лет на небольшой радиостанции существовало субботнее “живое” шоу, а вот теперь радиостанцию перекупили гиганты бизнеса и послали своего специального человека (Tommy Lee Jones) шоу закрывать. Ведёт последнее радиошоу Garrison Keillor – на самом деле, играющий самого себя под своим же именем, потому что он как раз и вёл передачу с таким названием - “A Prairie Home Companion” – тридцать лет. Выступают с песнями там сёстры Джонсон (Meryl Streep и Lily Tomlin), дуэт ковбоев Дасти (Woody Harrelson) и Лефти (John C. Reilly) и разные другие исполнители, а охраняет шоу детектив Guy Noir (Kevin Kline); Гай Нуар – это придуманный Гаррисоном Кейллором персонаж для своего натурального радиошоу.
Мне фильм очень понравился – хорошие актёры и хорошие песни. Данная картина – это такой скорее не художественный фильм, а непрерывный концерт, напоминающий по стилистике “День Радио”. Только музыкальная часть посильнее – для тех, кто без отвращения относится к стилю кантри – а театральная в сравнении послабее. Рекомендую посмотреть.
youtubeyoutubeyoutube

PrairieHomeCompanion


”Осенний подарок фей” (Беларусьфильм, 1984), режиссёр Владимир Бычков. 4-.
Фильм, поставленный по мотивам сказок Андерсена режиссёром, снявшим ещё когда-то и “Город мастеров”. Молодая наивная фея Счастья восторженно дарит людям волшебные калоши – кто в них, на себя нацепленных, какое желание выскажет – то и исполнится сразу. Суровая фея Печали (Лия Ахеджакова) предостерегает неопытную коллегу – будет только хуже. И так и случилось!
Конечно, ностальгически приятно посмотреть и на Валентина Никулина в роли подозрительного деда, вырезающего из дерева кораблики ребятишкам, и на Евгения Стеблова в хвастливо поэтической роли, и на Борислава Брондукова в роли художника, и на Анатолий Равиковича – мелкого чиновника, дорвавшегося до власти, и на Екатерину Васильеву в роли очередной старорежимной дамы, и на Михаила Светина с Игорем Дмитриевым в роли чиновников больших. Но фильм я увидел в первый раз, и мне он в целом не очень приглянулся. Или слабая постановка, или я уже старею, а советские сказки перестают доставлять мне прежнее детское удовольствие.
youtube

“Little Miss Sunshine” (“Маленькая мисс Счастье”, 2006), режиссёр Jonathan Dayton, Valerie Faris. 4.
Семья из раздельных элементов-лузеров едет в микроавтобусе через всю великую страну в Калифорнию – везёт туда пухленькую девочку (Abigail Breslin) участвовать в конкурсе красоты. Отец девочки пытается продать программу, как за девять шагов добиться успеха, - а сам при этом законченный неудачник, брат жены – гей и специалист по Прусту – терпит поражения одновременно на личном и на профессиональном фронтах жизни и совершает попытку самоубийства, старший брат девочки – большой поклонник Ницше и строго соблюдает обет молчания, старшее поколение представлено изгнанным за непристойное поведение из дома престарелых склонным к героину дедом девочки, учившим её танцевать.
Создатели фильма эксплуатируют сразу два выигрышных элемента – “road movie” и “трогательный ребёнок”. Каждый из них в отдельности хорош для успеха, а уж вместе – это ну просто беспроигрышная комбинация. Актёрский ансамбль – да, неплохой. Исполнителям сильно помогает, конечно, простор фантазии создателей фильма, смело соединивших в одной отдельно взятой рядовой американской семье сразу Пруста, Ницше, конкурс красоты, суицид, героин, нетрадиционную сексуальность, молчание, банкротство и шаги к успеху. Такие семьи не на каждом углу валяются. И вот когда все эти люди объединяются в своём фриковском танце на сцене, то зритель, конечно, думает – всё это хорошо, но где мне самому найти себе условное место среди них всех этих как бы нашедших, наконец, человеческий облик персонажей для того, чтобы почувствовать сопричастность и сделать правильный жизненный вывод?.. Хочется тебе, зритель, в конце концов, чтобы эта семейка Адамс по-соседски жила в квартире напротив? А если нет, то какая вот тебе лично может быть радость в единении этих далёких от тебя фриков?
Won 2 Oscars. Another 41 wins & 45 nominations.
youtube

LittleMissSunshine


“Zatôichi” (“The Blind Swordsman: Zatoichi”, “Затойчи”, 2003), режиссёр Takeshi Kitano. 5-.
Слепой старый странствующий массажист – он же герой многих японских фильмов, мастер меча Затойчи (Takeshi Kitano) – приходит в деревню, в которой властвуют бандиты, и помогает двум гейшам, у которых десять лет назад убили родителей. На службе у бандитского клана – ещё один мастер меча, ронин, нанятый телохранителем одного из главарей мафии. Что будет, когда он и Затойчи встретятся в поединке?..
Хороший фильм, когда надо – забавный, когда надо – с преувеличено кровавыми красивыми схватками, которых собственно, и ждёшь от такого рода кино. Некая традиционная полудетективная интрига тоже имеется. Правда, она очень уж неакцентированная. Я не догадывался, кто там – главный злодей, но, если бы подумал, может быть, и догадался бы, но от меня совсем и не требовали, чтобы я на эту тему размышлял, вот я и не, а зря, потому что думать надо всегда. Завершающая кинокартину оригинальная весёлая чечётка с японским колоритом мне лично тоже очень понравилась.
youtubeyoutube

Zatoichi


”Den Brysomme mannen” (“The Bothersome Man”, “Неуместный человек”, 2006), режиссёр Jens Lien. 4+.
Сорокалетний Андреас непонятно как оказывается в странном городе, где все спокойны и счастливы, никто не умирает, у Андреаса появляются непыльная работа, хорошая жена, любовница – всё, как полагается. Однако однообразный секс, невкусный кофе и повсеместное отсутствие детей начинают его раздражать, и Андреас пытается выбраться из города счастья, а дороги из него уже никакой нет.
Сатирический норвежский фильм не первичен – можно вспомнить и Кафку, и даже отечественный “Город Зеро”. Однако и тема, и форма, в которой тема выражается, настолько выигрышные, что можно продолжать и продолжать их разрабатывать, не боясь наскучить зрителю. Смотрится кинокартина легко.
youtube

TheBothersomeMan

Filmmovement приложил к диску короткометражку “True Story”, в которой старая женщина рассказывает о трагедии её детства, и вот этот фильм никуда не годится.

“Ice Age: The Meltdown” (“Ледниковый период 2: Глобальное потепление”, 2006), режиссёр Carlos Saldanha. 4+.
Продолжение, естественно, “Ледникового периода”, но уже всё начинает таять и можно утонуть в массово образующейся из льда воде, а ещё из льда вылезают оттаявшие хищные доисторические животные – плезиозавры и ихтиозавры какие-то, а мамонты, наоборот, практически все уже вымерли, а саблезубая белка всё отчаянно сражается за свой жолудь.
Мне лично понравилось больше первой анимации, потому что в той, при всех её некоторых достоинствах, сюжет был нравоучительно глупый. Здесь же, к счастью, нет этого умильного идиотизма, а от этого фильм только выигрывает.
youtube

IceAgeMeltdown


“300” (“300 спартанцев”, 2006), режисёр Zack Snyder. 3+.
В 480 году до нашей эры спартанский царь Леонид (Gerard Butler) с 300 элитными воинами и дополнительными вспомогательными отрядами героически защищал Фермопилы, ворота из северной Греции в центральную часть страны, от многократно превосходящих сил персидского противника, ведомых царём Ксерксом. Пока предатель не показал дорогу персам в обход, и тогда спартанцы были уничтожены. Это – историческая правда, как и то, что персидские послы греками были убиты, а убивать послов – нехорошо. Вот русские князья тоже монгольских послов перебили, а закончилось всё рекой Калкой и двухсотлетним игом.
Если задать себе вопрос – зачем зритель смотрит такие фильмы, то ответ будет, уж наверное, не за тем, чтобы наслаждаться разными сопутствующими любовными и прочими линиями. Ясное дело – чтобы увидеть кровавое беспощадное мочило. И вот если опять продолжать себя спрашивать – как у нас обстоят дела с этим элементом в кинокартине, то ответ будет такой – умеренно, по большому счёту “Властелина Колец”, у нас обстоят дела. - Свистнуто, не спорю, - снисходительно заметил Коровьев, - действительно свистнуто, но, если говорить беспристрастно, свистнуто очень средне! А вот эти самые сопроводительные побочные отвлекающие, создающие антураж мочилову, эпизоды раздражают неимоверно внутренней нелогичностью поведения героев. Царь, становящийся на колени перед противником, чтобы половчее копьё метнуть, и царица, по первому требованию снимающая трусики для того, чтобы склонить Совет старейшин на свою сторону, - это ужасно. Это ведь спартанцы, мужественно хватающие раскалённые угли рукой и терпеливо ждущие, пока лисёнок прогрызёт им внутренности живота. Концепция “цель оправдывает средства” была им незнакома, - это всё придумки их вечных удачливых соперников афинян, а древние спартанцы все до одного потому и вымерли, что её никогда не придерживались. Спартанские предатели тоже хороши – уродливый определился бы уже, чего ему больше всего надо – сражаться в рядах спартанцев или лучше красивых женщин (хотя и Леонид тоже – чего бы этого человека не отрядить пусть не в первые ряды, но во вспомогательные отряды, к афинянам?), а красивый с тяжеленным мешком персидского золота - будто Штирлиц в будёновке с красной звездой и с парашютом за спиной на улицах Берлина - не разгуливал бы уж как-нибудь. Понятно, что в спартанцы веками жёстко отбирали не по силе ума, но не до такой же степени, и вот это массовое несоответствие поведения героев логике событий удручает.
youtubeyoutube

300


“Gone in 60 Seconds” (“Угнать за 60 секунд”, 1974), режиссёр H.B. Halicki. 5-.
В этом легендарном изначальном независимом фильме (по которому был поставлен голливудский римейк с Николасом Кейджем) играли непрофессиональные актёры – точнее, большинство из них вообще актёрами не были, Henry B. “Toby” Halicki был одновременно режиссёром, продюссером, исполнителем и главной роли, и многих каскадёрских трюков. За в среднем двести долларов на аукционе были закуплены полицейские машины, которые затем, год спустя, методично разбивались на съёмках. В кадр попадали и реальные аварии, случавшиеся в процессе происходящего. В бонусных материалах к диску один из знакомых режисёра, которому досталась роль полицейского, рассказывает, как он чудом избежал смерти (зато неожиданная сцена получилась удачной), а сам Halicki пострадал в катастрофе и лечился. Потому что люди, если прямо говорить, не слишком профессиональные были. Зато фильм стал неповторимой классикой.
Сюжет, в который даже лучше не вдумываться, очень простой – инспектора страховой компании существуют двойной жизнью, угоняя автомобили. Им поступает срочный заказ от богатого опасного клиента – 48 определённых машин. Главный герой, повздорив с боссом из-за случайно найденного в одной из угнанных машин героина, попадает в полицейскую засаду и на Форде Мустанге 1973 года (“Элеонор”) натуральных сорок экранных минут уходит от погони – а вокруг всё трескается, ломается, разбивается и шкворчит.
Легко узнаваемые в обильной волосатости людей на экране и смешных машинах семидесятые годы на экране – само по себе довольно приятное зрелище, а вот эти пресловутые сорок минут зрителя бодрят.
А Halicki погиб во время исполнения каскадёрского трюка на съёмках сиквела этого фильма.
youtubeyoutubeyoutube

Gone60seconds
Tags: кино3
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 18 comments