chetvergvecher (chetvergvecher) wrote,
chetvergvecher
chetvergvecher

Посмотрел

“Akahige” (“Red Beard”, “Красная борода”, 1965), режиссёр Akira Kurosawa. 4+.
Yuzo Kayama – молодой амбициозный эгоистичный доктор в Японии начала девятнадцатого века. Хочет выгодно работать по специальности при сёгуне, но внезапно оказывается в провинциальной больнице для бедных, которой руководит рыжебородый Toshirô Mifune. Тяжёлая бесплатная работа в подчинении у сурового снаружи, но доброго внутри своенравного опытного товарища превратит молодого эгоиста в Настоящего Человека.
Прямолинейная медицинская история, напоминающая производственные романы Синклера Льюиса и ещё более - телевизионные мыльные оперы на соответствующие темы. Вроде “Скорой помощи”. Тоширо Мифунэ – последняя его совместная работа с Куросавой – играет Мужика с большой буквы М, - такого, каким его представляет себе русское самосознание, – немногословный, заросший волосами, немытый, упрямый, здоровенный, норовистый, патриархальный – одна сторона которой деспотичность, а другая – отеческая забота о подчинённых, легко может в морду дать, когда сочтёт нужным, а внутри – человечный и жалостливый. Образ, конечно, пришёл не из великой русской культуры, а скорее из какого-нибудь американского вестерна. И вот эта неторопливость изложения длинного по времени кинофильма, - она, конечно, не всякому зрителю понравится.
youtube

RedBeard1RedBeard


“Jésus de Montréal” (“Jesus of Montreal”, “Иисус из Монреаля”, 1989), режиссёр Denys Arcand. 4.
Lothaire Bluteau принимает предложение католического священника и ставит традиционную ежегодную пьесу о страданиях Христовых. Собирает коллектив неизвестных актёров – из рекламных роликов и озвучки порнографических фильмов, а пьесу делает новаторскую, используя новейшие достижения научной мысли в познании того, кем Христос был на самом деле. Лично распятого Христа и играет. Пьеса пользуется популярностью у публики, но встречает неодобрение католической церкви, и актёры сами начинают испытывать мученические страдания.
Дешёвое авторское кино – но не настолько плохое, чтобы фильм нельзя было бы не без удовольствия посмотреть. В каком-то смысле это – сатирическая картина, но не такая занудная, чтобы зрителю было бы совсем уж безнадёжно скучно.
Nominated for Oscar. Another 17 wins & 7 nominations.

Jesus1Jesus


“Malèna” (“Малена”, 2000), режиссёр Giuseppe Tornatore. 4-.
Сицилия, 1940 год. Двенадцатилетний подросток получает свой первый велосипед и впервые видит Малену – необыкновенно сексуальную женщину (Monica Bellucci), всегда провожаемую плотоядными взглядами мужчин. Муж Малены уходит на войну, приходит известие о его смерти, Малене трудно устоять перед множеством итальянских мужчин-хищников, а подросток зреет понемногу с годами, но всё так же влюблённо шпионит за этой женщиной.
Создатель хорошего фильма Nuovo cinema Paradiso в какой-то мере повторяется – и уже не в такой удачной форме. Я – не особенный фанат Моники Белуччи, тема незащищённости женщины в маленьком городке жестокого мира похотливых мужчин мной тоже не очень остро пока прочувствована. Так что лично я этим фильмом доволен не остался.
youtubeyoutube

Malena


“Man cheng jin dai huang jin jia” (“Curse of the Golden Flower”, “Проклятие Золотого цветка”, 2006), режиссёр Yimou Zhang. 4.
Китай, 10 век. Приходит время традиционного Фестиваля хризантем. - Что, Шарапов, окропим его сегодня красненьким? Император жесток и коварен. Он понемногу руками придворного доктора травит императрицу, заигрывающую со своим пасынком, наследником престола. Тот, однако, больше любит докторскую дочку. Императрица не сдаётся и собирается поднять мятеж, привлекая на свою сторону среднего, собственного сына, которому император хочет передать права наследования в ущерб сыну старшему. А есть ещё младший сын переходного трудного возраста, справедливо считающий, что его никто не любит (и зритель в том числе), но власти и ему тоже хочется, потому что тогда, когда власть придёт, сразу все его любить начнут.
Лично мне в ряду фильмов про летающие кинжалы и тигродраконов больше всего нравится Герой. Он меня привлекает простотой легенды, красотой поединков с массированными воинскими подразделениями и жгучими яркими цветовыми гаммами, которые некоторые другие зрители имеют полное право назвать чересчур вульгарными, броскими или нескромными. Вот это, с моей точки зрения, – достоинства этих картин. И когда я посмотрел кинокартину про хризантемы, то сначала подумал – ну вот зачем эта неуместная трагичность, эти ужасные драматические переживания лицом и телом? Зритель совсем не за это собирался полюбить данный фильм. Яркой зрелищной красоты надо бы, конечно, побольше, а переживаний – поменьше. Позже, однако, к зрителю пришла мысль, что зато, в отличие от разных тигродраконов, в этой кинокартине есть чёткий осмысленный сюжет. Действительно трагичный в жанровом понимании этого слова. И вот наличие вертикально структурированного запоминающегося сюжета – это тоже достоинство, которое надо поощрять. Массированные поединки, летающие кинжалы, таинственные убийцы в фильме тоже есть, так что – хорошо. Пусть и излишне драматично.
youtube

CurseOfTheGoldenFlower


“Warui yatsu hodo yoku nemuru” (“The Bad Sleep Well”, “Плохие спят спокойно”, 1960), режиссёр Akira Kurosawa. 4+.
Toshirô Mifune – молодой человек, берущий в жёны хромоногую дочь индустриального скользкого коррумпированного дельца. Многие думают – он это делает ради успешной карьеры. И карьера у героя на судьбу не жалуется. Однако он отнюдь не умеренный и аккуратный очкастый Молчалин, каким представляется неискушённому зрителю на первый взгляд. Нет, он – романтический Овод, он – демонический граф Монте-Кристо, скрывающий под маской свою подлинную сущностью и хладнокровно вынашивающий кропотливые планы страшной мести.
У режиссёра, одна из традиционных граней творчества которого - перенос шекспировских трагедий в японскую действительность, не может не быть своего “Гамлета”. И вот как раз этот фильм, за неименением лучшего, занимает гамлетовскую нишу. От “Гамлета”, конечно, там совсем не очень много, а гораздо больше от графа Монте-Кристо, у которого тоже была чёрная полоса в жизни уже после отсидки в замке Иф, когда однажды пришлось даже срочно писать завещание, потому что кристалл выверенных планов мести дал внезапную трещину, столкнувшись с любовью к женщине, - пусть даже с давно погасшей любовью. Недоброкачественная месть ещё хуже, чем умертвление человеческого в монте-кристах в погоне за зловещими целями, и, несмотря на всю трагичность, фильм Куросавы превращается в подобие оперетты, в циркового “Мистера Икс”, и зритель, конечно, сюжетом очень после просмотра остаётся недоволен.
youtube

TheBadSleepWell


“Остров сокровищ” (Киностудия им. М.Горького, 1971), режиссёр Евгений Фридман. 4-.
Одна из советских экранизаций романа: «Остров сокровищ» - практически единственный литературный сюжет, который четырежды экранизировался в отечественном кино: три игровые и одна анимационно-игровая версия. Сравнение возникает только с романом Максима Горького «Мать», который также пережил четыре экранных воплощения (вариант, снятый вскоре после революции, не сохранился). С, можно сказать, полностью прибалтийским составом актёров – за исключением приглашённой звезды Бориса Андреева в роли Долговязого Джона Сильвера, а также Владимира Грамматикова в роли Джойса (я преувеличиваю немного, конечно). Прибалты молчаливы и прекрасны, Андреев – старый усталый морской волк, думающий больше о пенсии, а не о сокровищах. Робкие попытки сюжета кинокартины уйти от канонического текста не слишком удачны. Запоминается (фактически, зритель намертво помнит её с детства) финальная сцена рестроспективных весёлых моряков на фоне песни про Сундук Мертвеца.

OstrovSokrovisch


“Прощайте, доктор Фрейд” (2004), режиссёр Марина Мигунова. 4-.
В загородном доме крупного строительного олигарха появляется молодой психоаналитик. Его по рекомендации подружки пригласила жена олигарха, с ужасом заставшая своего семнадцатилетнего сына мастурбирующим при просмотре биографического кинофильма про венского доктора. Помощь психоаналитика оказывается небесполезной и для самого олигарха, и для его жены (Юлия Рутберг), и для тёщи, и для девятнадцатилетней дочери, собирающейся замуж за юриста семейного бизнеса.
Мне подарили диск типа “сто в одном” с многочисленными новогодними отечественными комедиями, старыми советскими и новыми. Все российские фильмы отличаются бодрящим позитивным настроем и полной неспособностью просоответствовать своим традиционным советским, любимым народом аналогам. Но - позитивные, не чернушные. Это – хорошо, это – нужно. Хотели - как лучше. Но - недееспособные. Но смотреть без тошноты можно, потому что, хоть и никакие, - но – позитивные. Но, если есть чем ещё заняться, то лучше смотреть не их, а что-нибудь другое. Эта вот конкретная кинокартина из ряда просмотренных наиболее приличная, - не в плане морали, а в кинематографически-развлекательном.

ProschajteDoctorFreid


“С Новым годом, папа” (2004), режиссёр Ольга Перуновская. 3.
Хлебно зарабатывающий Дедом Морозом бойкий актёр встречает во время одного из своих утренников милого мальчика, который очень просит подарить ему на Новый год папу. Привязчивого мальчика приходится потом с собой и коллегами по актёрскому цеху брать на предстоящие частные новогодние вечерники, а работающая скорой помощью нервная мама с актёром в течение суматошного дня тоже разнообразно общается.
Обманывать маленьких детей, притворяясь Дедом Морозом, - нехорошо. За обман актёр будет, само собой разумеется, наказан вот этой самой мамой до конца своей несчастной жизни. Как любому зрителю сразу, по первым кадрам, понятно. - А вы мне сначала так не понравились!, - как уже много лет в таких случаях Мягков говорит Брыльской в волшебную новогоднюю ночь.

SNovymGodomPapaSNovymGodomPapa1


“Ой, мороз, мороз!” (2005), режиссёр Николай Щербаков. 3.
Бывший офицер спецназа Лом не ходит 31 декабря в баню с друзьями. Он в этот день традиционно совершает побег из колонии, где в другие дни сидит по ложному обвинению. Бегает с целью добраться до посадившего его оборотня в погонах. Вот и в этот раз бежит, но попадает случайно в дом с малолетними детьми, которые принимают его за Деда Мороза. Это, само собой, перевернёт представления спецназовца о жизни, и в конце фильма он добродушно откроет магазин, распространяющий среди народа детские игрушки.
Снегурочку в пару к Деду Морозу никак не получалось по сюжету подобрать, а надо было. Тогда её насильно как-то с Морозом совместили, а то фильм получился бы недостаточно позитивный. А так герою дали волшебным образом справедливую свободу, много денег и женщину, а что ещё человеку надо для полного счастья, кроме своих детей, которых тоже, конечно, будет?

OjMorozMoroz


“Bewitched” (“Колдунья”, 2005), режиссёр Nora Ephron. 3+.
Когда-то - в 1964-1972 годах - на телеэкране существовало популярное шоу – комедийный сериал "Bewitched", в рамках которого ведьма выходила замуж за рядового человека. В нашей картине, пытаясь оживить свою провальную карьеру, известный киноактёр (Will Ferrell) собирается стать единственной звездой римейка этого ностальгического сериала. Так случается, что судьба в поисках неизвестной публике актрисы (чтобы не конкурировала) сводит его с Nicole Kidman. Тоже тайной ведьмой, которая очень почему-то хочет жить нормальной человеческой жизнью, без волшебства. Хотя ведь понятно, что с волшебством – удобнее. Об этом прямо намекает дочери её любвеобильный, тоже волшебный отец (Michael Caine), не стесняющийся бессовестно пользоваться секретами чародейного мастерства для обольщения встретившихся на жизненном пути красавиц (должно квалифицироваться изнасилованиями). Хотя на экранной матери ведьмы (Shirley MacLaine) зубы ему всё-таки пришлось обломать, а настоящую маму нам так никогда и не покажут. И дальше у них (у Кидман с Ферреллом) как-то отношения понемногу развиваются, вплоть до полного счастья.
Фильм, конечно, оставляет странное впечатление. С одной стороны, зритель думает, - ну вот, наверное, если бы я вырос в культуре сериала "Bewitched" или хотя бы видел его одним глазком, то вот тогда бы данная кинокартина не производила бы на меня такое убогое впечатление. Однако, судя по отзывам выросших в такой культуре людей, им это кино не нравится ещё больше, чем мне. Вот такая “Ирония судьбы-2”. Кидман – обаятельна, а Феррелл не способен с достоверной убедительностью показать лицом всю гамму эмоций, которых у его героя не может не быть по сценарию. А ведь, наверное, можно было бы превосходно как-нибудь реализовать богатую всё-таки идею.
Кто подскажет мне зарубежного автора и название его фантастического рассказа из известной советской двадцатитомной, кажется, библиотеки фантастики, в котором молодой перспективный учёный встречает на дороге убогую замарашку, обладающую сверхъестественными способностями, пропадающими, когда та счастлива, а потом отмывает её и, как честный человек, должен будет потом на этой роскошной телом и волосами блондинке жениться, тот и молодец, потому что у меня провал в памяти.
youtube

Bewitched


“Hotaru no haka” (“Grave of the Fireflies”, “Могила светлячков”, 1988), режиссёр Isao Takahata. 4.
Вторая Мировая заканчивается. Япония проиграла войну в воздухе, и американские бомбардировщики беспрепятственно превращают страну в пыль и золу. Двое детей – брат постарше и совсем маленькая девочка – пытаются выжить после того, как погибает их мать, а отец их воюет где-то далеко на флоте. Тётка, у которой они стали жить, с каждым днём по мере сокращения рационов становится всё холоднее и бессердечнее, и голод всё сильнее терзает детей.
Известный американский кинокритик Roger Ebert, чьим комментарием “Превосходно!” снабжён чуть не каждый второй ДВД диск, встречающийся зрителю на жизненном пути, - а тогда диски, наверное лучше продаются, потому что критик популярен в народе и к его мнению прислушиваются, - в дополнениях к просмотру выступил - тоже, наверное, незабесплатно, хоть и из-за любви к искусству – со специальной речью (youtube), посвящённой этому мультфильму, рассказав, что эта картина должна быть в любом топ-листе фильмов про войну и даже упомянув, что эмоциональное воздействие просмотром на него было так велико, что у критика почти слёзы на глаза навернулись. Что, конечно, не могло не напомнить зрителю уже другого критика – ресторанного, из другого соответствующего мультфильма.
Мультфильм из тех, про которые после просмотра принято говорить – “сильная картина”, подразумевая, что зачерствевшие было эмоции зрителя пронзительно и болезненно затрепетали в негативном смысле зрительского существования. Потому что картина, действительно, тоскливая и безысходная, а война – это ужасно, и особенно ужасно, когда жертвы войны – маленькие безвинные дети, тихо угасающие от голода.
Мне, однако, думается, что предпочтения нужно отдавать тем Художникам, которые умеют позитивнее показывать существование человека, включающее в себя и хорошее наравне с плохим, а не тем, которые с какой-то намеренной, пусть даже благородной целью стремятся сделать зрителю плохо. "Стократ благороднее тот, кто не скажет при блеске молнии: "Вот она - наша жизнь!", как именно в таких случаях говорил великий Басё.
Поучительна история этого мультфильма. Его распространяли в паре с иным мультфильмом, снятым другом нашего режиссёра, потому что денег на съёмки того мультфильма не давали, а тогда его сприспособили в связку с этим мультфильмом, но в результате мультфильм Миядзаки смотрели, а этот – игнорировали. И это, наверное, - правильно.
youtube

GraveForFireflies
Tags: кино3
Subscribe

  • (no subject)

    1538-1539 Barthel Bruyn the Elder - Portrait of Elisabeth Bellinghausen

  • (no subject)

    Ohara Koson, “Flowering plum and moon”

  • (no subject)

    Rob Gonsalves The Sun Sets Sail

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 25 comments

  • (no subject)

    1538-1539 Barthel Bruyn the Elder - Portrait of Elisabeth Bellinghausen

  • (no subject)

    Ohara Koson, “Flowering plum and moon”

  • (no subject)

    Rob Gonsalves The Sun Sets Sail