chetvergvecher (chetvergvecher) wrote,
chetvergvecher
chetvergvecher

"Бег"

Не то, чтобы я раньше этот фильм не видел. Видел, конечно, в детстве, и не один раз. Но как-то так получалось, что из фильма этого ярко помнились только какие-то небольшие отрывочные эпизоды. Вроде "А ты азартен, Парамоша!". А цельного сюжета было и не вспомнить.

"Бег", Мосфильм, 1970.

Режиссеры Александр Алов, Владимир Наумов.

В ролях Владимир Протасенко, Анатолий Яббаров, Михаил Глузский (капитан), Сергей Торкачевский, Николай Сергеев (гробовщик), Павел Шпрингфельд (Скунский), Александр Январев (Голован), Николай Кутузов (игумен), Людмила Савельева (Серафима Владимировна Корзухина), Алексей Баталов (Голубков), Михаил Ульянов (Григорий Лукьянович Чарнота), Татьяна Ткач (Люська), Евгений Евстигнеев (Парамон Ильич Корзухин), Олег Ефремов, Владислав Дворжецкий (Роман Валерьянович Хлудов), Владимир Басов (Артур Артурович), Николай Олялин (Крапилин), Бруно Фрейндлих (главнокомандующий), Наталья Варлей (девочка с козой), Владимир Заманский (Баев), Тамара Логинова (Личико), Готлиб Ронинсон (грек), Станислав Хитров (Антуан), Роман Хомятов (Фрунзе), Георгий Светлани (профессор с контрабасом), Николай Горлов, Владимир Осенев (Тихий), Дмитрий Орловский.

Перепросмотром фильма я остался доволен. "Бег" - кинокартина хорошая. Первая серия - это Крым 1920 года, красные наступают, белые и иже с ними панически бегут. Вторая серия - эмиграция, Константинополь и Париж. В одноимённой пьесе, которая была написана Булгаковым в 1927 году, но, в отличие от "Дней Турбиных", запрещённой к постановке, центральной фигурой был генерал Хлудов. В фильме Владислав Дворжецкий в этой первой для него в кинороли очень убедителен. Сильно. Прототипом Хлудова был генерал Слащев, действительно человек трудного характера и большого стратегического дара, удерживавший Крым после разгрома Деникина и плохо ладивший с Врангелем после назначения того главнокомандующим, вернувшийся из эмиграции в 1921 году и преподававший тактику в школе комсостава, а в 1929 году убитый из мести человеком, брат которого в гражданскую войну по его приказу был казнён (убийство подозрительно совпало с волной репрессий, затронувших бывших белогвардейских офицеров).
А операторская работа на высоте. Массовые сцены очень интересны.
Сейчас видно, что фильм мог бы быть гораздо более мощным, жёстким и правдоподобным, если б происходящее в тогдашнем Крыму было бы показано более честно. Если в кинематографических белых веришь, то красные отлакированы до невозможности. Чего от таких бежать-то? Глянцевый Фрунзе с больными от царских кандалов ногами сильно разочаровывает. Эта неравновесность картонных красных и человеческих белых удручает. Жестокость гражданской войны в результате не слишком понятна. А по официальным данным, в Крыму было казнено почти 60 тысяч бывших белых офицеров и солдат.
Всё время вспроминался другой фильм - "Служили два товарища", когда белые офицеры безнадёжно углублялись в Чёрное море. Ефремов и Глузский, организовавшие собственные похороны, получились менее убедительными.
Тяжесть эмиграции во второй серии тоже показана довольно правдиво, с моей точки зрения. Действительно, не все люди смогли устроиться в новой чужой жизни и на самом деле возвращались в Россию. У других же было иначе.
Не удивительно, что я запомнил дуэт Михаила Ульянова и Евгения Евстигнеева. Оба в этом фильме замечательны, особенно Ульянов, конечно. Высочайший уровень.
И ещё, конечно, любимый мной Владимир Басов. Хотя бы только ради игры этих актёров фильм надо было пересмотреть.
Tags: кино1
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments