Небольшой южный американский городок. Негр (Samuel L. Jackson), богобоязненный фермер и блюзовый гитарист, встречает сильно побитую белую девушку (Christina Ricci), страдающую нимфоманией. И решает вылечить, изгоняя из её тела дьявола.
Этот фильм напоминает о существовании иного мира вокруг человека в той же не всеми одобряемой манере, в какой иногда жителям крупных городов напоминают о существовании вот хоть чернушной российской глубинки. Герои фильма далеки от совершенства моральных стандартов. Каждый и ножом пырнуть может если что, не задумываясь, и будет считать происходящее обыденным. Жизнью своей живут, тем не менее, даже на таком общем слабом моральном фоне заводя настоящие любови и дружбы. Люди, значит, разными красками выписаны, а не только чёрными и белыми, в этом кинофильме, как и в жизни. Музыка симпатичная в картине играется, главные герои с душой подошли к своим ролям и в них выложились - особенно Christina Ricci, а фильм смотрится с неотрывным интересом. Но, конечно, искусство находить хорошее в заблудших человеческих душах иным не так интересно, как искусство показывать хорошую жизнь.



“The Unbearable Lightness of Being” (“Невыносимая лёгкость бытия”, 1988), режиссёр Philip Kaufman. 4+.
Экранизация романа Кундеры, которого я не читал, само собой, а потому придирчиво сопоставлять литературу и кинематограф у меня не получается. Шестидесятые годы, Чехословакия. Социализм с человеческим лицом и ярко выраженная народная нелюбовь к русским. Молодой симпатичный столичный аполитичный доктор (Daniel Day-Lewis) спит подряд со всеми увиденными мало-мальски приглядными девушками, но особенно с Lena Olin, потому что та его понимает. Потом встречает провинциальную Juliette Binoche, которая прочно входит в его жизнь. А потом Пражская весна заканчивается русскими танками на улицах города.
Фильму уж двадцать лет, а выглядит он так, будто снят вчера. Не устарел визуально и морально пока ещё. Просмотр кинокартины напомнил ещё раз о том, что бывают жизненные выборы, которые уже сделаны за тебя. Предельный мелодраматизм человеческих взаимоотношений на фоне возможной сытной, но скучной эмиграции, в которой с девушками не так-то хорошо, как в Праге, и возможного последующего возвращения на Родину. Stellan Skarsgård с эпизодической ролью подозрительного инженера. Фильм трагично приспособлен для постоянного лёгкого щекотания чувствительности нервов и свою нишу занимает, роль исполняет.


“Witness” (“Свидетель”, 1985), режиссёр Peter Weir. 4.
Harrison Ford – полицейский. А Lukas Haas – малюсенький амишский мальчик, впервые выбравшийся в большой город Филадельфию-Киладельфию и сразу в мужском привокзальном общественном туалете проследивший, как двое неизвестных беспощадно убивают третьего. Форд начинает расследование, а случайно мальчик узнаёт одного из убивцев, и теперь за обоими начинается охота, от которой надо прятаться среди амишей. Амиши, если кто вдруг не знает, религиозно не любят всяких технических новшеств, устаревших уже лет сто с лишним.
Danny Glover играет отрицательного персонажа, а Alexander Godunov – положительного. Дебютирует в кино Viggo Mortensen. Форд старательно показывает развитие характера персонажа во времени. В какую сторону развивается персонаж, впрочем, не до конца понятно. Или вот ещё получится ли что-нибудь у них когда-нибудь потом с матерью мальчика (Kelly McGillis) или нет – тоже вопрос. Традиционного излишне много в сюжете, легко узнаваемого. Для некоторых зрителей эта шаблонная повторяемость, наверное, неприглядна, а другим, быть может, она приятно напомнит что-то из иной, прежней жизни. Чья правда в фильме победит – несопротивление злу насилием амишей или могучий кулак Форда – я не скажу, хотя можно было бы и так догадаться. Кинокартина - честный крепкий середняк.
Won 2 Oscars. Another 10 wins & 25 nominations.


“Pecker” (“Фотограф”, 1998), режиссёр John Waters. 4.
Тоже, как и Филадельфия, вполне близкий город Балтимор. В нём живёт парнишка (Edward Furlong), снимающий всех налево и направо фотографической камерой. А вы видели когда-нибудь, как течёт река? Чернушные снэпшоты – моментальные фотографии с домашей выставки Пекера (это кличка такая у паренька, типа дятла) приглянулись нью-йоркской галерейной даме (Lili Taylor). Фотографии выставляются уже в Нью-Йорке, арт-мир очарован юным дарованием, и фотографии героя (и его собственные, и им сделанные) появляются на обложках передовых журналов. Все соседи, родные и близкие фотографа, включая его мрачную гёрлфренду (Christina Ricci), многочисленные снимки которых нащёлканы Пекером, просыпаются знаменитыми, но это не обязательно всем приносит счастья.
Фильм, бодро начинающийся, этой своей бодростью и весёлой песенкой настроение подымающий, однако затем теряющий нить. Создатели фильма не могут до конца определить своё отношение к беспорядочному фотографированию людей, что затрудняет зрителю произвести вывод соответствующей морали из кинокартины. Фотография превращается в фильме в кнут, которым все беспощадно стегают друг друга. Вот это – прут. Им секут. То снимать, понимаешь, - хорошо и художественно, то – опасное вмешательство в частную жизнь человека, то, когда Пекера и его родных профессионалы заснимают, - это неприятно, то, когда Пекер арт-людей неприглядно в кадр ловит – опять хорошо.
Спасибо лжеюзеру


“Superman Returns” (“Возвращение Супермена”, 2006), режиссёр Bryan Singer. 3+.
Супермен (Brandon Routh) возвращается на Землю после пятилетнего отсутствия – поисков своей прародины планеты Криптон. Он внутри остался прежним, в том мире пятилетней давности, из которого когда-то эмигрировал, а на Земле уже всё изменилось. Его любовь (Kate Bosworth) карьерно продвинулась в журналистике, обзавелась мужем и ребёнком, его старый враг Лекс Лютор (Kevin Spacey) на свободе и вынашивает коварные замыслы, втеревшись в доверие к давно усопшему отцу Супермена (Marlon Brando – не вошедшие в прошлые суперменовские кинокартины эпизоды). Надо начинать всё сначала, с нуля, а годы уже не те. Но Супермен справится, с помощью других обычных человеков спасая Землю от Катастрофы.
Я не очень-то большой фанат фильмов подобного склада. А про Супермена они мне кажутся особенно глуповатыми и примитивными. Смотрю их при случае, тем не менее, не особеннно вникая в мальчишескую застенчивость Супермена. Жил отважный капитан, он объездил много стран. Супермен у нас высокоранговый качественный альфа-самец или кто? Вопрос воспитания получившегося ребёнка альфа-бетовость самцовой натуры героя двусмысленно не проясняет. Ну и спецэффект кое-какой есть, конечно, в кинокартине тоже.


“Out of Rosenheim” (“Bagdad Café”, “Кафе “Багдад””, 1987), режиссёр Percy Adlon. 4+.
Далёкое пустынное малонаселённое американское место. Невада, наверное, потому что вблизи от Лас-Вегаса. Убогий мотель-кафе-бар, который содержит взрывная неряшливая афроамериканка (CCH Pounder). В одинокое место, где только изредка останавливаются шофёры-дальнобойщики, пешком приходит запылённая странная толстая немецкая женщина (Marianne Sägebrecht). Снимает, к удивлению хозяйки, комнату – чего никто там не делал много лет и начинает жить неопределённо долго. Немецкая склонность к порядку и чистоте прорывается из постоялицы к неудовольствию хозяйки, которая, как и почти каждый человек, не очень-то любит, когда суют нос в её дела. Поблизости бездельничает художник (Jack Palance), склонный рисовать голых женщин.
Даже жалким обломкам жизни может достаться лучшая судьба, если они удачно совместятся своими острыми гранями. Позитивный фильм, показывающий, как кусочек краснопыльной скучной обыденной действительности начинает понемногу играть разноцветными красками. Надо начинать с вытирания пыли и наведения порядка на письменном столе, а потом всё понемногу изменится. Некоторые даже замуж смогут удачно выйти. Жениться, может быть, тоже. Вот когда душа зрителя почувствует необходимость светлого, но не слишком приторно сладкого позитива, то надо, конечно, смотреть такие фильмы. В картине есть песня. Её выдвинули на “Оскара”.


“Неоконченная пьеса для механического пианино” (“Мосфильм”, 1977), режиссёр Никита Михалков. 5-.
Наверное, один из лучших фильмов, когда-либо поставленных по Чехову. О бесполезности унылой жизни в провинции, об отуплении и очерствении людей умственного труда с прожитыми годами, о наивности идеалов молодости, о кризисе среднего возраста – трагическое “мне тридцать пять лет!” со слезами на глазах, о любви настоящей и не особенно. Чехова, впрочем, я не так, чтобы люблю безумно. Александр Калягин, Никита Михалков, Юрий Богатырёв и Олег Табаков в этом фильме зажигают. Евгения Глушенко – молодец. Антонина Шуранова тоже хорошая актриса. Елена Соловей так здорово играет редкостную дуру, что потому мне не очень нравится.
Никита Михалков – необыкновенно талантливый режиссёр и актёр. Я – большой поклонник его ранних фильмов. В поздних фильмах его талант никуда тоже не делся, чего не скажешь о многих и многих иных деятелях культуры, но повернулся к зрителю той своей стороной, что привлекает его значительно меньше.



“Ladri di biciclette” (“Bicycle Thieves”, “Похитители велосипедов”, 1948), режиссёр Vittorio De Sica. 5-.
The Criterion Collection, вкусу издателей которой можно только позавидовать, как я заметил, стала вкладывать для эстетов и дебилов в коробки с ДВД толстенные увесистые брошюрки с разными интервью и критическими статьями об отсмотренном материале. Прочесть эти фолианты у меня лично сил никогда не хватает. Ещё я редко когда смотрю второй прилагающийся ДВД с дополнительными материалами – вот почему я такой, какой есть, а не лучше.
Фильм, тем не менее, классический. Даже я про это знаю, потому что так было написано в том томе советской детской энциклопедии, который в мои юные годы уже был посвящён искусству кинематографа. Расцвет итальянского неореализма. Ничто, считают многие, не оказало такого влияние на эстетику последующего развития кино, как “Похитители велосипедов” и “Гражданин Кейн”. Эти фильмы с американской стороны Земли принято ставить рядом, а что европейцы думают по этому поводу, мне узнать вряд ли дано.
Послевоенная безработица в Италии. Множество здоровых молодых мужчин, прямо толпы – как будто даже и не воевали. Хоть некоторые из них – явно демобилизованные. Массовая бедность и даже нищета. Герой фильма (Lamberto Maggiorani) получает работу с одним условием – для неё необходим велосипед. Который давным-давно заложен в ломбард. Велосипед выкупается простынями. Спать можно и без них. Герой разъезжает на велосипеде по городу и расклеивает постеры, плакаты и афиши, пока велосипед прямо на его глазах не похищает молодой злодей. Герой фильма с сыном разыскивают злодея по всему городу, на разных рынках и в других оживлённых местах.
Прекрасно снятый фильм о простой жизни простого человека. Актёры чёрно-белого кинематографа выразительной мимикой владели превосходно. Я вообще люблю магию чёрно-белых фильмов. Это у меня, наверное, травма детства, из старого советского телевизора “Чайка”. Но вот и фотографы-полулюбители многие зачем-то считают, что если снимать на чёрно-белую плёнку, то можно быстрее создать бессмертное произведение искусства. Женских привлекательных персонажей не слишком-то много в кинофильме, перенаселённом голодными безработными мужчинами. Несмотря на этот недостаток, просмотр кинофильма тем, кто к нему ещё не прикоснулся, должен, мне кажется, доставить удовольствие. Тема отцов и детей, ко всему прочему, в картине раскрывается.


“Королевство кривых зеркал” (киностудия им. Горького, 1963), режиссёр Александр Роу. 4+.
Фильм поставлен по сказке Губарева, книги которого я любил. Читал и перечитывал. Кинокартина разнообразно бичует пороки, терзавшие советское общество. Вот фильм начинается с того, что дети с любопытством смотрят через ограду летнего кинотеатра запрещённую по возрасту вымышленную киноленту “Абракадабра” с явно слышимой беспорядочной стрельбой. Вот введённые в кинофильм и отсутствующие в великой книге королевские танцоры, которых словами своего папы Оля называет бездельниками и тунеядцами. Какие же танцоры, между прочим, - бездельники и тунеядцы? Это, мне кажется, не обязательно так. Вот хоть Махмуда Эсамбаева взять или даже Константина Райкина. В их лучшие годы. К сфере вот сексуальных услуг танцоры приближенное отношение имеют, злые языки рассказывают. Если говорить про ЭТО, то в кинофильме тётушка Ласка двух незнакомых пареньков-пажей заманивает вареньем и ловко раздевает их догола. Так обычно, согласно печальной газетной хронике, поступают педофилы.
Фильм, между прочим, всё равно хороший.




“A Home at the End of the World” (“Дом на краю мира”, 2004), режиссёр Michael Mayer. 4-.
Поставленный по роману модного писателя фильм рассказывает о том, как в шестидесятые-восьмидесятые годы развиваются отношения двух друзей (Colin Farrell и Dallas Roberts в максимально взрослом возрасте героев). Начиная от первых раскуренных косячков и первых сексуальных взаимоудовлетворений. Не все из героев, однако, геи. Некоторые – бисексуалы. Что помогает образованию странной в своих связях крепкой семьи – два друга и ещё Robin Wright Penn. Стремящаяся быть современной мать одного из героев (Sissy Spacek) тоже в киноленте присутствует.
Вот когда начинаешь смотреть этот фильм, то сразу думаешь, что он вот-вот скатится в совсем уж полное традиционное артхаусное кинодерьмо. Однако в совсем уж полное до конца кинолента так и не скатывается. Разочарует ли это зрителя, которому необычность взаимоотношений, ностальгию по близкому прошлому и лёгкую грусть всё-таки честно предоставят, зависит от каждой конкретной индивидуальности.

