chetvergvecher (chetvergvecher) wrote,
chetvergvecher
chetvergvecher

Categories:

Ролан Быков «Я побит - начну сначала!»

26.07.80 г. Суббота
В четверг умер Володя Высоцкий. Смерть, как всегда, не вовремя, смерть, как всегда, должна была быть, смерть, как всегда, выбирает самого-самого.
Значение и значимость Володи я понимал давно. Пока факт его смерти в меня не вмещается. Не думаю о нем как о мёртвом, как о прошлом. Но, думаю, после смерти Шукшина — удар по нашему искусству самый мощный. Володя будет энциклопедическим словарём нашего времени. Так сказать, краткий энциклопедический словарь. Если от А до Я составить темы его песен, то встанет время во всей своей красе и неприглядности. При этом, как ни странно, картина жизни при всей своей обличительности не будет картиной уныния: Высоцкий — победитель во всех темах, у него очень высок и даже романтичен его нравственный идеал. И тут он наш современник.
Вот Володю не назовешь инакомыслящим. Он мыслил так, как подобает. Все остальные именно инакомыслят. Его творчество сугубо нравственно, сугубо гуманно, оно сугубо рыцарское. И это — в наш век глобальной безнравственности, антигуманности, антирыцарства — не оторвано от жизни, а наоборот. Ибо в наши дни безнравственный плачет о нравственности, подонок — о рыцарстве, злодей печалится о гуманности. Володя народен, народен, народен!
Высоцкий весь фольклорен — по сути, по смыслу, по факту. Если бы у фольклорных произведений был определенный осадок, который можно было бы «выпарить», вдруг оказалось бы, что 80 процентов содержания его песен выпало бы в этот осадок. А некоторые произведения оказались бы на поверку самородками фольклора. «Изо рта у него самородки падали!».

Володя фольклорен не только в «Лукоморье» — тут он внешне пародиен. Но только внешне. Володя фольклорен в «хулиганском» цикле, в военном, в спортивном, в бытовом. Герой, отсутствие официального ханжества, сюжет, язык, живость темы, подход — всё демократично, всё свято, всё нужно людям. Высоцкий защищает, Высоцкий нападает и Высоцкий благородно защищается! Его борьба со злом ведётся им с рыцарских позиций — это подвиг! Рублев в ужасах средневековья открыл Троицу, Милосердие. Живая нравственность Высоцкого в век демагогических достоинств — подвиг среди литераторов и людей. Володя из тех поэтов, которые похожи на себя... Да еще и актёр! Очень хороший актёр.
Володю жаль, и жаль всех, кто не прочтёт и не услышит его новых произведений, всего, что он не написал и не напишет. Вот уж действительно осиротели мы без нашего барда, без друга сердечного, без защитника. Его стихи не вопили, не истеричничали по поводу прав человеков — они эти права исповедовали. Он прожил жизнь в «своей» деревне и прошёл своей «колеёй». Это самый большой художник из всех, с которыми мне пришлось сталкиваться, это художник, значение которого ещё скажется, и творчество его ещё скажется.
Ему было сорок три года! О его смерти передал «Голос Америки». Исполнили три его песни на концерте в Штатах и сообщили, что он умер от сердечного приступа.
Позвонили — слух подтвердился. У него вечером были и врач, и соседи. Действительно был приступ. Стало лучше. Заснул. Ночью умер. (Приступы были часто, думали — как обычно обойдётся. Смерть усыпила бдительность.)
Володя — ещё одна жертва наркологов.
Надо собрать всё, что написал Высоцкий, надо попытаться проанализировать то, что написано, как фольклор и как светская литература.

23.11.80 г.
Прости, любимая, скорее
Мне мысли, как грехи,
И я, от нежности немея,
Весь превращусь в стихи.
Прильнет нежданно к слову слово,
К друг другу мы прильнём.
И обернётся смыслом новым
Всё, что мелькнуло днём.
Как рифмы мы сольемся сами,
Уста к устам прильнут.
И сами станем мы стихами
На несколько минут.

В. Высоцкому
Полжизни за такую жизнь!
Настало время тараканов,
Они ползут из океанов
И занимают рубежи.
Погиб поэт невольно пьяный,
Полжизни за такую жизнь!
Полжизни за такую жизнь!
Не лезть пред ними вон из кожи,
Плевать в их тараканьи рожи,
Бросаться песней на ножи!
Поэт всего полжизни прожил,
Полжизни за такую жизнь!
Полжизни за такую жизнь!
Москва толпой стоит у гроба,
Все слёзы — самой высшей пробы,
И кагэбисты, как пажи.
Полжизни он на свете пробыл —
Полжизни за такую жизнь!
Tags: книга22
Subscribe

  • (no subject)

    Alex Katz (American, b.1927)

  • (no subject)

    Children on the Beach, Early Morning Light - Hugo Grenville British,b.1958

  • (no subject)

    Paula Rego (Portuguese/British, b. 1935), Looking Back, 1987

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments